Уильям Уоллес (1276-1305).

Родился около 1276 в семье мелкого землевладельца и рыцаря из Эллерси. Преследуемый английскими сборщиками налогов, скрываясь в лесах Селкерка, он собрал вокруг себя отряд бродяг и простых воинов. Согласно легенде, однажды вечером он попытался встретиться со своей женой или возлюбленной. Неожиданно встретившись с английским патрулем он успел скрыться. В отместку англичане подожгли дом и убили его возлюбленную и всю её семью. Шотландец поклялся отомстить. Он настиг этот английский патруль и уничтожил его.

Этот удар по англичанам подвигнул некоторых шотландских аристократов поднять знамя восстания. Среди них были сэр Уильям Дуглас, Джеймс Стюарт и сэр Эндрю де Морэй. Вскоре к восстанию присоединился и Роберт Брюс.

Уильям Уоллас был прирожденным лидером. Он воодушевлял и руководил своими людьми в партизанской войне против англичан, питаемый жаждой мести и любовью к Шотландии. Он быстро стал вождём армии способной преодолевать большие пространства бесплодных территорий, чтобы внезапно напасть на ничего не ожидающие английские базы. Ради устрашения противника, Уоллас из принципа убивал каждого англичанина, попадавшегося ему на пути.

Английская армия из тяжелой кавалерии, пехоты и уэльских лучников под командованием Джона де Варенна и Хью де Крессингэма, высланная королём Эдуардом I, прошла через Южный Лотиан в поисках Уильяма Уолласа, который тогда осаждал Данди. 11.09.1297 в битве под Стёрлингом англичане были разбиты наголову, после чего Уоллес овладел Данди и Эдинбургом и был провозглашён шотландцами наместником короля Джона Баллиоля, находившегося в плену у англичан.

В 1297 Уоллес вторгся в северные провинции Англии и вернулся оттуда с богатой добычей. Король Эдуард, воевавший в это время во Фландрии против Филиппа IV Красивого, заключил перемирие с Францией и поспешил в Шотландию. В рядах шотландцев возникли интриги со стороны дворянства, завидовавшего славе и могуществу Уоллеса. 22.07.1298 англичане нанесли шотландцам жестокое поражение близ Фолкерка. Уоллес бежал во Францию, но после заключения мира между Эдуардом и Филиппом вернулся в Шотландию и снова принял участие в борьбе против Англии.

Тем временем Эдуард подчинил себе всю страну и вступил в переговоры с отдельными предводителями инсургентов. Объявленный изменником, Уоллес долго скитался в горной части Шотландии. Летом 1305 после поражения Уоллеса под Глазго рыцарь Джон Монтейн выдал его англичанам. Уоллес был отведён в цепях в Лондон и, несмотря на то, что никогда не приносил присяги королю, приговорён к смерти за государственную измену. 22.08.1305 он был мучительно казнён и отдельные части его тела были повешены в разных шотландских городах.

Шотландия чествует его как национального героя. Слава Уоллеса живет в народных песнях.


Джон Нокс (ок.1510-1572)

Джон Нокс родился в семье небогатых дворян в Лотиане. По всей видимости в юности Нокс обучался у известного шотландского гуманиста Джона Мейджора в университете Глазго. В начале 1540-х он был рукоположен в сан католического священника и начал службу в одной из приходских церквей Лотиана.

Вероятно под влиянием проповедей Джорджа Уишарта Нокс перешёл в протестантство. В конце 1545 Уишарт был арестован сторонниками кардинала Битона и вскоре казнен. В отместку за смерть Уишарта радикальные протестанты захватили замок Сент-Эндрюс и казнили кардинала. Нокс прибыл в Сент-Эндрюс и здесь началась его карьера в качестве протестантского проповедника.

В конце 1547 Сент-Эндрюсский замок был взят штурмом французским экспедиционным корпусом, организаторы убийства кардинала, а вместе с ним и Джон Нокс были схвачены и отправлены во Францию отбывать наказание на галерах. Полуторогодовая служба на галерах подорвала здоровье проповедника, но не изменила его взгляды. Рассказывают, что когда французы попросили Нокса поцеловать изображение Девы Марии, стремясь заставить его отречься от протестантства, он выбросил его в море со словами "пусть Дева Мария сама спасет себя, она достаточно легка и научится плавать".

В 1549 Нокс получил свободу и отправился в Англию, где в это время активно осуществлялись протестантские реформы короля Эдуарда VI, заложившие фундаментальные принципы англиканской Церкви. Нокс продолжил работу проповедника, причём независимо от официальной церковной организации. В это время его уже не удовлетворяла епископальная система, сохранившаяся в англиканстве, и Нокс всё более склонялся в сторону радикального кальвинизма, отрицающего особое священство епископов.

После смерти Эдуарда VI в 1553 на английский престол вступила католичка Мария I Тюдор. Это вызвало эмиграцию английских протестантов на континент. Нокс уехал в Швейцарию, где поселился в Женеве, европейском центре кальвинизма. Периодически он посещал Шотландию. Во время этих поездок ему удалось обратить в протестантство большое число шотландских горожан и дворян, а также таких влиятельных аристократов, как граф Аргайл, лорд Лорн и лорд Джеймс Стюарт. Всё более отдаляясь от умеренного англиканизма, Нокс в период проживания в Женеве активно работал над проблемой предопределения и опубликовал памфлет "Трубный глас против чудовищного правления женщин", в котором он выступил с идеей о вредоносности женщин-правительниц государств, адресованом прежде всего современным ему королевам Англии и Шотландии.

В 1557 Нокс переехал в Дьепп (Франция), где он встретил известия о смерти Марии Тюдор и вступлении на престол Елизаветы I. В Англии вновь сложились благоприятные возможности для развития протестантства, однако королева Елизавета не желала допускать в свои владения автора "Трубного гласа". Узнав об отказе королевы от выдачи ему разрешения на возвращение в Англию, Нокс заявил, что "Англия, отказываясь от меня, отказывается от друга", и 2.05.1559 прибыл в Шотландию.

11.05.1559 Джон Нокс произнёс в церкви Св. Иоанна в Перте проповедь против католического идолопоклонства и незаконности правления регента Шотландии Марии де Гиз, вызвавшее восстание горожан, которое быстро перекинулось на другие области Шотландии и вскоре перерасло в протестантскую революцию. К восставшим присоединились крупные шотландские бароны (Аргайл, лорд Джеймс Стюарт, позднее – Шателеро и Хантли). Ими была сформирована армия, которая захватила Эдинбург. По инициативе Нокса восставшие обратились за помощью к Англии, и в страну были введены английские войска. Война между английской и французской армиями в Шотландии завершилась 6.07.1560 Эдинбургским миром и эвакуацией иностранных войск из страны.

В конце 1560 парламент Шотландии под влиянием Джона Нокса провозгласил запрещение католической доктрины и обрядов, принял протестантский Cимвол веры и утвердил "Книгу дисциплины" о порядке протестантского богослужения. Таким образом протестантство было утверждено в качестве государственной религии Шотландии. Началось формирование новой церковной организации с опорой на приходские церкви и системой "супреинтендантов", призванных заменить епископальное устройство (полностью не реализовано). Именно в этот период Нокс начал работу над своим фундаментальным трудом "История Реформации", который благодаря вложенной в него реформаторской страсти на протяжении нескольких веков оставался одной из наиболее влиятельных работ по протестантству.

Возвращение в 1561 в Шотландию королевы Марии Стюарт было враждебно встречено Джоном Ноксом. Группирующиеся вокруг него радикальные протестанты потребовали брака королевы с одним из своих лидеров, Джеймсом Гамильтоном. Отказ Марии спровоцировал восстание радикальных протестантов, которое однако было быстро подавлено правительством. Нокс неоднократно встречался с королевой, но так и не нашёл с ней общего языка. Радикализм Нокса оттолкнул от него часть его бывших сторонников, не готовых признать провозглашённую реформатором доктрину права нации на свержение законного монарха.

Тем не менее на протяжении всего правления Марии Стюарт (1561-1567) Джон Нокс оставался самым непримиримым противником королевы. Он постоянно возбуждал прихожан против католических богослужений при дворе, считая Марию агентом папской власти и идолопоклонницей. Джон Нокс вообще был резко против женского правления, которое, к его неудовольствию, раскинулось к тому времени на пол Европы. Отношения Нокса и королевы хорошо иллюстрирует тот факт, что реформатор с восторгом принял сообщение о заговоре против Марии Стюарт и убийстве её секретаря Риччо, за что был вынужден покинуть Эдинбург и укрыться в Англии.

Среди шотландских пресвитериан было популярным сравнение взаимоотношений Джона Нокса и королевы Марии Стюарт с противостоянием библейского пророка Илии царице Иезавели (3-я Книга Царств, гл.18-19).

Джон Нокс вернулся в Шотландию незадолго до свержения Марии Стюарт. Именно ему поручили организацию богослужения во время коронации сына королевы, годовалого Якова (Иакова) VI. Новое правительство регента Морея, хотя и провозгласило курс на осуществление протестантских преобразований, однако, не нуждалось в радикализме Нокса. Поэтому самый влиятельный шотландский реформатор не занял достойного его места в новой системе власти, оставшись приходским священником церкви Св. Жиля. В 1570, когда Эдинбург захватили сторонники свергнутой Марии Стюарт, Джон Нокс был вынужден переехать в Сент-Эндрюс. В столицу он вернулся лишь в 1572, накануне своей смерти. Он умер 24.11.1572.

Джон Нокс, поражающий современников своим истовым религиозным чувством и неспособностью к компромиссам с совестью, стал для шотландцев почти пророком. Пресвитерианская Церковь окончательно оформилась уже после смерти Нокса, в конце XVI века, однако именно он стал её отцом-основателем.

Потомком Нокса был президент США Джеймс Нокс Полк.


Джеймс Стюарт (1531-1570).

Незаконный сын шотландского короля Якова V, сводный брат Марии Стюарт.

Энергичный и умный Джеймс Стюарт был вождём и опорой шотландского протестантизма. Мария Стюарт сначала любезно приняла его при своём дворе, сделала его графом Морей и одобряла его политику по отношению к религиозным реформам; но её коварство скоро привело к разрыву с братом. Джеймс Стюарт понял, что шотландскому протестантизму грозит опасность.

После брака Марии с Дарнлеем, которому Джеймс Стюарт противился, последний призвал лордов конгрегации к оружию, но наиболее энергичные из них изменили ему, и маленький отряд Марии Стюарт разогнал вождей восстания. Джеймс Стюарт бежал, а Мария решила добиться у парламента подтверждения изгнания его и его друзей, чтобы избавиться от влияния протестантской партии.

После убийства в 1566 Риччио, секретаря и доверенного Марии Стюарт, Джеймс Стюарт возвратился из Англии и снова занял место в совете.

После отречения Марии Стюарт от престола в пользу малолетнего сына, Якова, Джеймс Стюарт сделался опекуном короля и регентом Шотландии.

Когда Мария Стюарт бежала из тюрьмы и двинулась с войском на Думбартон, Джеймс Стюарт быстро вооружился, разбил её при Лангсайде (13.05.1568) и отказался признать королевой, открыто обвиняя её в убийстве Дарнлея.

Джеймс Стюарт был убит оскорбленным им знатным католиком, Джемсом Гамильтоном. Его правление отличалось строгостью и справедливостью. Народ с благодарностью вспоминал своего "доброго регента", как прозвали Джеймса Стюарта.


Джон Ло (1671-1729).

Джон Ло родился в Эдинбурге (Шотландия) 21.04.1671 в семье золотых дел мастера и банкира Уильяма Ло. Мальчику было 14 лет, когда его отец умер, оставив ему огромное наследство. В 20 лет Джон переселился в Лондон, где прокутил состояние, доставшееся ему в наследство, и наделал массу долгов. Чтобы рассчитаться с кредиторами, Ло был вынужден продать родовое имение Лористон. Вскоре Джон за убийство на дуэли английского дворянина Уилсона был заключён в тюрьму, откуда бежал.

Сначала Джон Ло перебрался в Амстердам, где поступил секретарём к английскому регенту, чтобы ознакомиться с условиями торговли и кредита. Потом он отправился в Италию, где изучал организацию банковского дела в Риме, Венеции, Флоренции и Неаполе. Везение в картах позволило Ло вести роскошный образ жизни и сблизиться с первыми лицами европейских монархий. Эти связи он использовал, чтобы продвигать свои финансовые проекты. Ему все отказывали, пугаясь масштабности мер, предлагаемых Ло.

В 1705, вернувшись в Шотландию, Ло предложил местному парламенту финансовую систему, в которой доказывал необходимость денег в качестве оборотного капитала и потому следует заботиться об умножении их числа путём замены дорогой металлической монеты ничего не стоящей бумагой, которая может быть выпущена в количестве, соответствующем оборотам. Однако этот проект был отвергнуты большинством членов парламента, хотя некоторые влиятельные лица государства, такие, как герцог Аргайл и др., поддерживали инициативы Ло.

В начале 1708 года Ло отправился во Францию, где благодаря своему игровому таланту привлёк к себе повышенное внимание первых лиц государства, в частности герцога Орлеанского. Но по настоянию генерал-лейтенанта полиции д’Арженсона Джон Ло был выселен за пределы Франции под предлогом, что тот слишком искусен в играх, приносящих ему большие деньги.

Покинув Париж, Ло посетил ряд итальянских и немецких городов, где выступал с теми же финансовыми инициативами, которые не заинтересовали князей. После заключения Утрехтского мира Джон Ло вернулся в Париж, где вскоре умер Людовик XIV. Регентом малолетнего короля Людовика XV стал Филипп Орлеанский, покровительствовавший Ло. В Пале-Рояле хорошо приняли Ло, а через некоторое время он получил французское подданство.

С этого момента, пользуясь поддержкой герцога Орлеанского, Джон Ло приступил к реализации своих финансовых и торговых проектов. В 1716 ему было разрешено основать банк с правом выпуска кредитных билетов, обеспеченных материальными ценностями. В 1717 была создана международная Миссисипская компания, которой принадлежало исключительное право на торговлю в заокеанской провинции Луизиана (она тогда принадлежала ещё Франции). Кредитные билеты и акции компании пользовались огромным спросом. По сути это была "финансовая пирамида", поскольку дивиденды на акции компании выплачивались за счёт продажи новых акций.

В 1718 банк был преобразован в государственный (тогда же Ло стал министром финансов Франции). И тут регенту пришла в голову "гениальная" идея с помощью бумажных денег поправить финансовое состояние государства. Банк начал выпускать бумажные деньги, уже не обеспеченные золотом и серебром. Спекулятивный ажиотаж на акциях компании, чрезмерная эмиссией банковских билетов, и неразумная дивидендная политика привели в конце 1720 года к финансовому краху.

Джон Ло был вынужден бежать из Франции. Он поселился в Венеции. Ло надеялся в скором времени вернуться во Францию, но его планам не суждено было сбыться. В декабре 1723 Филипп Орлеанский умер, а начавший самостоятельное правление Людовик XV не был заинтересован в планах Ло и только назначил ему пенсию в 12 тыс. ливров.

Умер Джон Ло 21.03.1729 в Венеции и был похоронен в церкви Сан-Джеминьяно на площади Сан Марко. Когда церковь была разрушена во время наполеоновской оккупации Венеции, его прах был перенесён в церковь Сан-Моизе, где и нашёл окончательное пристанище под одной из плит у входа в церковь.


Адам Смит (1723-1790)

Адам Смит родился 5(16).06.1723 в городке Керколди (в Шотландии). Его отец, юрист, адвокат и таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер через 2 месяца после рождения сына. Мать, Маргарет Дуглас, была дочерью значительного землевладельца. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери. Начальное образование Адам получил в Керколди.

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии, логику, изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. За ним замечали странности, — например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься, иногда говорил сам с собой. В 1740 он поступил в Баллиол-колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, он часто болел, много читал.

Летом 1746, после восстания сторонников Стюартов, Смит возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием. В 1748 Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику). Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики.

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они сформировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период Шотландского просвещения.

В 1751 Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Он читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии, а в 1758 был избран деканом факультета. В 1759 Смит опубликовал книгу "Теория нравственных чувств", основанную на материалах его лекций. В этом произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая, предложив в качестве основы нравственных оценок "принцип симпатии", согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей — одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

Круг его знакомств в Глазго, помимо Дэвида Юма, включал Джозефа Блэка (пионера в области химии), Джеймса Уатта (изобретателя парового двигателя), Роберта Фоулиса (художника и издателя, основателя первой британской академии дизайна), а также предпринимателей, активно развивавших колониальную торговлю. Из общения с последними Смит почерпнул фактический материал для написания "Богатства народов".

Смит жил холостяком с матерью и незамужней кузиной. В его доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, особенно Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита), и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке. Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Книга "Теория нравственных чувств" принесла Адаму Смиту большую известность, в частности заинтересовала лорда Чарльза Тауншенда, впоследствии ставшего канцлером казначейства. Он предложил Смиту стать наставником его пасынка, Генри Скотта, герцога Баклю. Ежегодное вознаграждение в ?300 фунтов и возмещение дорожных расходов существенно превосходило его профессорское жалование, кроме того давало возможность совершить путешествие по Европе, поэтому Смит в 1763 ушёл из университета и отправился с Генри в Тулузу.

Во время 18-мес. пребывания в Тулузе Смит начал работу над "Богатством наций", после этого на 2 месяца он и Генри отправились в Женеву, где посетили Вольтера в его женевском поместье. После Женевы они отправились в Париж, где Дэвид Юм, работавший в то время секретарём британского посольства, познакомил Смита с деятелями французского просвещения.

В Париже Смит присутствовал в "антресольном клубе" Франсуа Кенэ, то есть лично познакомился с идеями физиократов, но на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил. Талант Смита ценился месье Тюрго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах. Смит общался также с д’Аламбером и Гольбахом, кроме того, он был введён в салоны мадам Жофрен и мадемуазель Леспинас, бывал у Гельвеция.

После возвращения из Франции Смит до весны 1767 работал в Лондоне в качестве неофициального эксперта при канцлере казначейства лорде Тауншенде. За это время он был избран членом Лондонского королевского общества и познакомился с Эдмундом Бёрком (политический деятель), Сэмюэлом Джонсоном (литературный критик), Эдуардом Гиббоном (историк) и, возможно, Бенджамином Франклином.

С весны 1767 Смит шесть лет затворнически прожил в Керколди, работая над книгой "Богатство народов". В 1773 он уехал в Лондон, где ему потребовалось более двух лет на доработку с учётом новых статистических сведений и иных публикаций.

После публикации в 1776 книги "Исследование о природе и причинах богатства народов" Смит стал всемирно известен. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует. В книге обоснована концепция laissez-faire, показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния. "Богатство народов" открыло экономику как науку на основе доктрины свободного предпринимательства.

В 1778 Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность; единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека. К службе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности. Он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне — заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию.

В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Екатерины Дашковой. Смит умер в Эдинбурге 17.07.1790 после продолжительной болезни кишечника.

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом. При этом ресурсы (капитал) перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.

Смит критиковал теорию, объясняющую стоимость товара его полезностью ("парадокс Адама Смита"). В развивавшейся им теории затрат стоимость в примитивном обществе определяется затратами труда, а в развитом складывается из естественной нормы заработной платы, прибыли и ренты.

Портрет Адама Смита изображён на банкноте в 20 фунтов, выпущенной банком Англии; он стал первым шотландцем, изображённым на английской банкноте.

В советское время, когда экономика была планируемой и регулируемой государством, имя Адама Смита и его идеи практически не упоминались. Только при изучении произведения Пушкина "Евгений Онегин" школьники читали непонятные строки:

"Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет."


Джеймс Уатт (1736-1819).

Джеймс родился 19(30)01.1736 в Гриноке (на берегу залива Ферт-оф-Клайд, Шотландия). Его отец Джеймс Уатт был весьма разносторонним человеком: строил корабли, держал склад корабельных принадлежностей, вёл морскую торговлю, сам создавал и чинил различные приборы и механизмы. Мать изобретателя, Агнес Мюрхед, происходила из богатого рода, получила очень хорошее образование. Оба родителя были пресвитерианцами.

Джеймс-младший имел от рождения хрупкое здоровье, поэтому начальное образование он получил дома. Родители не настаивали на обязательном обучении в школе, считая, что сын сам может научиться всему, что пожелает. Большую часть года он был ограничен стенами своей комнаты, где учился самостоятельно. Будучи подростком, Джеймс увлекался астрономией, химическими опытами, научился всё делать своими руками, за что получил от окружающих звание "мастера на все руки". Отец подарил ему набор столярных инструментов, и Джеймс изготовлял модели механизмов и устройств.

После достижения возраста окончания начальной школы Уатт поступил в гимназию. Там он изучал латынь, продолжал совершенствовать знания в математике, в которой показывал большие успехи. Он много читал, и яркой особенностью его характера было то, что почти всё из прочитанного он пытался проверить на практике.

Когда Уатту исполнилось восемнадцать лет, у него умирла мать. Дела отца, как и его здоровье, пошатнулись, и Уатт был вынужден заботиться о себе сам. Было решено, что Джеймс займётся ремеслом, связанным с измерительными приборами. Поскольку в Шотландии обучиться такому занятию было проблематично, Уатт на год отправился в Лондон и с большим трудом ему удаётся неофициально устроиться к некому Моргану. Уатт, не жалея себя, погружается в работу, отдавая ей все силы. Скоро он смог изготовить квадрант и теодолит. Он жил впроголодь, весь день работал на хозяина, а по вечерам и утрам ему приходилось делать работу на заказ, чтобы как-то иметь средства и на себя. Поскольку он не имел официального статуса "ученика", его могли насильно завербован в военный флот или во флот Ост-Индской компании.

После окончания обучения, с ослабленным здоровьем, он возвртился в Глазго, с намерением основать собственное дело. Поселившись у своего дяди Деймс начал заниматься созданием и ремонтом октантов, параллельных линеек, барометров, частей для телескопов и прочих инструментов. Однако союз ремесленников Глазго запретил Уатту заниматься его работой, так как он не получил соответствующего обучения согласно цеховым порядкам, и это несмотря на то, что он был единственным мастером такой квалификации в Шотландии.

Уатта спас случай. В университет Глазго поступила партия астрономических инструментов. Эти инструменты требовали чистки, установки, настройки. Благодаря знакомствам своего дяди Уатт получил работу по приведению инструментов в порядок. Для этого он создал при университете маленькую мастерскую. Его назначили мастером научных инструментов при университете, и с этого момента он, наконец, получил возможность трудиться без оглядок на средневековые законы, царившие в ремесленной сфере. В университете Уатт познакомился с химиком Джозефом Блэком. Эта встреча способствовала разработке ряда новых химических приборов, необходимых в дальнейших исследованиях Блэка.

В 1759 Уатт вступил в партнёрство с архитектором и бизнесменом Джоном Крейгом. Вместе они организовали производство различных инструментов, включая музыкальные и различные игрушки. Дело быстро набрало обороты, и Уатт впервые избавился от нужды. Большой спрос давал хороший доход, такой, что даже появилась возможность нанимать себе помощников. Парнёрство длилось шесть лет до смерти Крейга.

Ещё в 1759 приятель Уатта Джон Робисон заинтересовал его вопросом использования пара как источника двигательной энергии. Паровая машина Ньюкомена существовала уже пятьдесят лет, находя применения большей частью для откачки воды из шахт, однако за всё это время она ни разу не была усовершенствована, и мало кто разбирался в принципе её работы. Уатт начал исследовать ввопросы применения пара почти с нуля, так как до этого ни разу не сталкивался с этим. Однако попытка создать рабочую модель аппаратаокончилась неудачей и Уатт бросил разработки.

Зимой 1763 к нему обратился профессор физики университета Глазго Джон Андерсон с просьбой отремонтировать действующий макет паровой машины Ньюкомена. Уатт провёл ряд экспериментов и макет, наконец, заработал. При этом Уатт убедился в неэффективности машины и внёс в конструкцию многочисленные усовершенствования. Уатт показал, что почти три четверти энергии горячего пара тратятся неэффективно: при каждом цикле пар должен нагревать цилиндр, в который перед этим подаётся холодная вода, чтобы сконденсировать часть пара для уменьшения давления. Таким образом, энергия пара тратилась на постоянный разогрев цилиндра, вместо того, чтобы быть преобразованной в механическую энергию.

Уатт провёл ряд опытов над кипением воды, изучил упругость водяных паров при различных температурах. Теоретические и опытные изыскания привели его к пониманию важности скрытой теплоты. Опытным путём он установил, что вода, превращённая в пар, может нагреть до кипения в шесть раз большее количество воды. Уатт пришёл к выводу: Для того чтобы сделать совершенную паровую машину, необходимо, чтобы цилиндр был всегда так же горяч, как и входящий в него пар; но, с другой стороны, "сгущение пара" (конденсация) для образования разряжеения в цилиндре должно происходить при температуре не выше 30 градусов Реомюра (37.5 °C). Уатту остаётся сделать один шаг до того, чтобы отделить "сгущение пара" от цилиндра и осуществлять его в отдельном сосуде. Однако на этот шаг у него уходит очень много времени. В 1765 ему, наконец, приходит на ум догадка и начинаются попытки воплотить её в жизнь.

Первым значительным усовершенствованием, которое Уатт запатентовал в 1769, была изолированная камера для конденсации. В этот же год ему удалось построить действующую модель, работающую по этому принципу. Однако создать полноразмерную машину не получалось. Уатту требовались капиталовложения. Некоторую помощь ему оказал Джозеф Блэк, а основная поддержка пришла от Джона Роубака. Во время работы над усовершенствованием машины Уатт жил в поместье Роубака, в Киннейл Хаусе. Основная сложность заключалась в том, чтобы заставить работать поршень и цилиндр. Металлопроизводство того времени было не способно обеспечить нужную точность изготовления.

Вскоре Роубак обанкротился, и новым спонсором Уатта стал Мэттью Болтон, владелец литейного завода в Бирмингеме, где работали высокопрофессиональные литейщики. Проблема изготовления цилиндра большого диаметра и соответствующего поршня с необходимой точностью была решена Джоном Уилкинсоном, который разработал соответствующую технологию на заводе, выпускающем пушечные ядра.

Попытки Уатта поставить свои изобретения на коммерческую основу не имели успеха до тех пор, пока он не вступил в деловые отношения с предпринимателем Мэттью Болтоном. Совместная компания "Boulton and Watt" успешно действовала на протяжении двадцати пяти лет, в результате чего Уатт стал весьма состоятельным человеком.

Уатт изолировал паровой цилиндр, а в 1782 изобрёл машину двойного действия. Машина Ньюкомена была прежде всего машиной водоподъемной и применялась главным образом в горном деле. Между тем и для других отраслей быстроразвивающейся промышленности требовался механический двигатель. Уатт и поставил перед собой задачу: сделать паровую машину универсальным двигателем.

Для этой цели прежде всего было необходимо преобразовать качательное движение балансира в непрерывное вращение вала. Эта задача была решена с помощью нового механизма — кривошипа. Но он не успел закрепить свое изобретение, поскольку в 1780, патент на применение кривошипа к "огневой машине" взял инженер Пикар. Уатту пришлось придумывать новые способы решений той же задачи, чтобы обойти патент Пикара. В 1781 Уатт поручил Болтону взять патент на целых пять "новых методов". Все они были испытаны Болтоном. Первые четыре оказались мало пригодными. Практическое значение получил только пятый. Он пришёл Уатту в голову уже после того, как первые четыре были посланы Болтону для взятия патента. Этот "пятый метод" носит название планетного движения, т.е. планетарный механизм. Вместе с более мелкими усовершенствованиями это изобретение позволило увеличить производительность паровой машины в четыре и более раз. Кроме того, сама машина стала легко управляемой.

Впоследствии появилось множество подделок и Уатт с Болтоном были вынуждены начать борьбу с их производителями. Судебные разбирательства отнимали много времени, издержки исчислялись тысячами, однако все их Уатту и Болтону удалось выиграть и отстоять свои права.

Уатт был разносторонне одарён, легко изучал языки, много читал. Вальтер Скотт в предисловии к одному из своих романов выражает удивление разнородности познаний Уатта, которого он знал в последние годы его жизни.

На склоне лет Уатт много занимался придуманной им машиной для копирования скульптурных произведений. Сам изобретатель называл её эйдографом. Это механическое приспособление позволяло копировать барельефы, медальоны, статуи, бюсты, сосуды и прочие вещи самой сложной формы с высокой точностью. Работу над этой машиной Уатт начал ещё в конце XVIII века, но усовершенствовать её получилось у него лишь к концу жизни.

Джеймс Уатт умер 19.08.1819 и был похоронен в приходской церкви в Хэндсворте (около Бирмингема, Англия). Вскорости в Вестминстерском аббатстве был воздвигнут величественный памятник Уатту. Впоследствии памятник был перемещён в Собор Святого Павла.

За несколько лет до смерти английское правительство решило отличить Уатта за заслуги перед родиной баронским титулом, однако он отклонил это предложение.

В качестве единицы мощности Уатт в своё время предложил такую единицу, как "лошадиная сила". В 1882 Британская ассоциация инженеров решила присвоить его фамилию единице мощности — ватт, Вт. Это был первый в истории техники случай присвоения имени собственного единице измерения.

Банком Англии выпущена банкнота в 50 фунтов с изображением Уатта и Болтона.


Роберт Бёрнс (1813-1873)

Роберт Бёрнс родился 25.01.1759 в селе Аллоуэй в семье крестьянина Уильяма Бёрнса (1721-1784). В 1765 его отец взял в аренду хозяйство Маунт-Олифант, и мальчику пришлось работать наравне со взрослыми, терпя голод и другие тяготы.

Хотя Бёрнс и обучался в сельской школе, его преподавателем был человек с университетским образованием — Джон Мёрдок. Шотландия тогда переживала пик национального возрождения, была одним из самых культурных уголков Европы, в ней насчитывалось пять университетов. Под руководством Мёрдока Бёрнс занимался, помимо прочего, поэзией Александра Поупа.

В 1781 Бёрнс вступил в масонскую ложу. Впоследствии масонство достаточно сильно повлияло на его творчество.

В 1783 Роберт начал сочинять стихи. Хотя сам Бёрнс безукоризненно владел литературным английским языком, стихион начал писáть на шотландском диалекте английского языка (называемого скотс), на котором говорили в равнинной Шотландии. Это был осознанный выбор поэта, декларированный в названии первого сборника "Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте".

После смерти отца в 1784 и ряда неудачных попыток заняться сельским хозяйством Роберт с братом Гилбертом переехал в Моссгил. В 1786 вышла первая книга Бёрнса. Поэт быстро стал известен по всей Шотландии. Истоки его популярности, как это отметил немецкий поэт и философ Иоганн Гёте, кроются в его истинной народности. Его песни воспринимались как народные.

В 1787 Бёрнс переехал в Эдинбург, где познакомился с популяризатором шотландского фольклора Джеймсом Джонсоном, вместе с которым они начали издавать сборник "Шотландский музыкальный музей". В этом издании поэт опубликовал множество шотландских баллад в своей обработке и собственных произведений.

Издаваемые книги принесли Бёрнсу определённый доход. Он попытался вложить заработанные гонорарами средства в аренду фермы, но только растерял свой небольшой капитал. Основным источником средств для существования с 1791 стала работа на должности сборщика акцизов в Дамфрисе.

Роберт Бёрнс вёл довольно свободный образ жизни, и у него было три незаконнорождённых дочери от случайных и недолгих связей. В 1787 он сочетался браком со своей давней возлюбленной Джин Армор. В этом браке у него родилось пятеро детей.

Заниматься поэзией Бёрнс был вынужден в перерывах между основной работой. Последние годы он провёл в нужде и за неделю до смерти едва не попал в долговую тюрьму.

Роберт Бёрнс скончался 21.07.1796 в Дамфрисе, куда выехал уже больным по служебным делам. Ему было всего 37 лет.

День рождения Роберта Бёрнса, 25 января — национальный праздник в Шотландии, отмечаемый торжественным обедом с традиционным порядком следования воспетых поэтом блюд (основное — сытный пудинг хаггис), преподносимых под музыку шотландской волынки и предваряемых чтением соответствующих стихов Бёрнса.

С именем Бёрнса связывают особую форму строфы: шестистишие по схеме AAABAB с укороченными четвёртой и шестой строками. Подобная схема известна в средневековой лирике, в частности, в провансальской поэзии, однако с XVI века популярность её угасла. Эта форма строфы применялась и в русской поэзии, например, в стихотворениях Пушкина "Эхо" и "Обвал".

Поэзия Роберта Бёрнса получила широкую популярность в СССР благодаря переводам Самуила Яковлевича Маршака. Хотя переводы Маршака далёки от дословной передачи оригинала, но им свойственна простота и лёгкость языка, эмоциональная настроенность, близкая бёрнсовским строкам и в первую очередь из-за сохранения им оригинальной стихотворной рифмы Бёрнса.

Изначально многие произведения Бёрнса создавались как песни, были переработкой или писались на мелодию народных песен. Поэзия Бёрнса проста, ритмична и музыкальна, не случайно и в русском переводе многие стихи ложились на музыку. Созданием музыкальных произведений в своё время занимались Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов. Песни на стихи Роберта Бёрнса в переводе Маршака часто звучат на эстраде и в кинофильмах. Наиболее ярким примером является танго "Любовь и бедность", блестяще исполненное Александром Калягиным в фильме "Здравствуйте, я ваша тётя!"


Давид Ливингстон (1813-1873)

Давид Ливингстон родился 19.03.1813 в деревне Блантайр (Южный Ланаркшир, Шотландия) в бедной шотландской семье и в 10 лет начал работать на ткацкой фабрике. Он самостоятельно выучил латинский и греческий языки, а также математику. Это позволило ему поступить в университет, и на протяжении двух лет он изучал там теологию и медицину, продолжая работать на фабрике, после чего получил степень доктора.

20.11.1840 Ливингстону был предоставлен статус миссионера; в конце того же года он отплыл в Африку и прибыл в Кейптаун 14.03.1841. Следующие пятнадцать лет Ливингстон провёл в беспрерывных путешествиях по внутренним районам Южной и Центральной Африки. Он имел многочисленные стычки с местными бурами и португальцами по причине их жестокого обращения с коренными африканцами, вызывавшего у него острое неприятие, и создал себе репутацию убеждённого христианина, отважного исследователя и пылкого борца с рабством и работорговлей. Ливингстон быстро учил языки местного населения и завоёвывал его уважение.

31.07.1841 Ливингстон прибыл в миссию Роберта Моффета в Курумане на северной границе Капской колонии, а в 1843 основал собственную миссию в Колобенге в Стране бечуанов (тсвана) (будущий протекторат Бечуаналенд, ныне — Ботсвана). Почти сразу же после прибытия он отправился в экспедицию на север, к неизведанным европейцами и, как считалось, плотнее населённым местностям, ещё незатронутым проповеднической деятельностью христианских миссионеров. Его целью была пропаганда веры через "местных агентов" — обращённых африканцев. К лету 1842 Ливингстон уже пробрался на север вглубь неприветливой пустыни Калахари дальше, чем кто-либо из европейцев до него, знакомясь с местными языками и обычаями.

В 1843 он посетил поселение племени квена (баквена) народа тсвана и сдружился с его предводителем Сечеле, который со временем стал первым из предводителей тсванских племён, обращённым в христианство. Сечеле дал Ливингстону исчерпывающую информацию о находящихся на севере "земле большой жажды" — Калахари — и озере Нгами.

Миссионерское упорство Ливингстона подверглось драматическому испытанию в 1844, когда во время путешествия в Мабоца с целью устройства там миссии на него напал и серьёзно ранил лев. Повреждение левой руки затем усугубилось другим несчастным случаем, в результате чего она осталась искалеченной на всю жизнь. Ливингстон больше не мог удерживать ствол ружья левой рукой, и был вынужден выучиться стрелять с левого плеча и целиться левым глазом.

2.01.1845 Ливингстон женился на Мэри, дочери Роберта Моффета. На протяжении семи лет она, несмотря на беременности и протесты своего отца, сопровождала Ливингстона в его путешествиях и родила ему четырёх детей. Ливингстоны поселились сначала в миссии в Мабоца, потом ненадолго переехали в Тчонване, а с 1847 жили в Колобенге. Главной причиной перенесения миссии в Колобенг было наличие там питьевой воды из одноимённой реки, необходимой для орошения посевов. Именно в Колобенге Сечеле был крещён при условии, что он откажется принимать участие в любых языческих церемониях вроде вызывания дождя, и разведётся со всеми своими жёнами, оставив одну. Эти условия вызвали недовольство части племён тсвана, считавших Ливингстона виновным в страшной засухе и пересыхании реки Колобенг, которые случились в 1848 и унесли жизни большого количества людей и скота. Кроме того, бывшие жёны Сечеле, которые внезапно оказались без мужа, столкнулись со значительными трудностями в патриархальном обществе тсвана.

В июне 1849 Ливингстон (в качестве топографа и научного работника) в сопровождении африканцев-проводников первым из европейцев пересёк пустыню Калахари, 1 августа открыл и исследовал озеро Нгами на южном краю болот Окаванго. За это открытие он был награждён британским Королевским географическим обществом Золотой медалью и денежной премией. С этого события начинается европейская известность Ливингстона и его сотрудничество с географическим обществом, которое продолжалось на протяжении всей его жизни. Общество представляло его интересы в Англии и занималось пропагандой его деятельности в Европе. В пустыне Ливингстон встретил племена бушменов и бакалахари, жившие в каменном веке, и впервые познакомил внешний мир с их устоями.

В 1850 Ливингстон с женой и детьми собирался основать новое поселение на берегу озера Нгами. В 1851 Ливингстон достиг болот Линьянти на реке Квандо, притоке Замбези, где познакомился с правителем народа макололо (кололо) Себетване. В 1851 вождь Себетване умер, передав власть сыну Секелету, также ставшему другом шотландского миссионера. Ливингстон считал макололо чрезвычайно приспособленными для миссионерской работы и принятия христианства. В дальнейшем он неоднократно использовал земли макололо как базу для своих экспедиций вглубь Центральной Африки.

В 1852 Ливингстон отправился в новое путешествие. Он проник в бассейн реки Замбези и в мае 1853 вступил в Линьянти, главный посёлок макололо. Там миссионер заболел, но вождь Секелету приложил все усилия для спасения Ливингстона.

В 1852 значительно ухудшились отношения миссионера с бурами, которые предъявляли ему обвинения в распространении среди народа тсвана огнестрельного оружия и контрабанде. Соображения безопасности и необходимость дать детям образование заставили Ливингстона в том же году отослать жену с детьми обратно в Шотландию, где они бы не страдали от нелёгких условий жизни в Африке. В сентябре того же года отряд бурского ополчения осуществил набег на земли тсвана, разграбив миссии Мабоца и Колобенг и уведя в рабство большое количество тсвана. Ливингстон, который в это время возвращался из Кейптауна, отсутствовал в Колобенге и не мог помочь африканцам.

Устроив семью в безопасности, Ливингстон с новыми силами взялся за распространение "христианства, торговли и цивилизации" на север от границ Капской колонии к самому сердцу континента. В своём знаменитом манифесте 1853 года он сформулировал свою цель следующим образом: "Я открою Африку или погибну".

11.11.1853 он в сопровождении группы макололо отправился из Линьянти на северо-запад. Его целью был поиск путей из земель кололо к атлантическому побережью, откуда можно было бы удобнее торговать с внешним миром и бороться с работорговлей, и путь куда был бы удобнее, чем южный маршрут через территорию буров и Калахари. В сопровождении группы кололо Ливингстон сначала спустился на лодках по речке Чобе (Квандо) к её слиянию с Замбези, после чего экспедиция отправилась против течения к верховью реки. Через месяц лодки пришлось оставить, т.к. многочисленные пороги и начало сезона дождей сделали передвижение по реке слишком опасным.

Экспедиция отправилась дальше вдоль Замбези пешком. К 1854 она достигла её небольшого левого притока Шефумаге и, поднявшись вдоль её русла, пересекла водораздел (как известно сейчас, между бассейнами Замбези и Конго), за которым все реки текли уже на север. Продвигаясь дальше в северо-западном и западном направлении, Ливингстон со спутниками пересёк реку Касаи и множество её притоков — Чиумбе, Лвашиму, Чикапу, Квилу и прочие. В апреле 1854 после пересечения полноводной реки Кванго, крупнейшего притока Касаи, экспедиция достигла Касанже, наиболее восточного поселения португальцев в Анголе. После этого, перевалив через горы Тала-Мунгонго, разделяющие долины Кванго и Кванзи, Ливингстон попал в сравнительно хорошо известную европейцам местность.

Ливингстон, получивший от африканцев прозвище "Великий лев", поднялся вверх по реке Лайбе и 31.05.1854 достиг португальской колонии — города Луанды на Атлантическом побережье. Обессиленный, измученный голодом и подхвативший малярию Ливингстон был вынужден задержаться в Луанде, но 20 сентября, поправив здоровье, отправился со своими спутниками макололо назад к Линьянти, куда они прибыли только 11.09.1855.

Главным научным результатом этого путешествия было открытие озера Дилоло, лежащего на водоразделе двух речных бассейнов: один из них принадлежит к Атлантическому океану, другой — к Индийскому. Западный сток озера питает систему рек Конго, восточный — Замбези. За это открытие Географическое общество наградило Ливингстона Золотой медалью, хотя ещё раньше теоретически к этому открытию пришёл чисто кабинетный учёный Мерчисон.

Далее Ливингстон решил попытаться найти более удобную дорогу к океану — на восток. 3.11.1855 большой отряд во главе с миссионером отправился в путь. Дальнейшее путешествие вниз по Замбези стало возможным лишь благодаря поддержке предводителя кололо Секелету, поскольку личные средства Ливингстона и гранты Географического общества были уже давно исчерпаны. Секелету обеспечил экспедицию носильщиками, вьючными ослами и провизией, предоставил ей запас стеклянных бус и железных изделий, которые во многих местах Африки использовались в качестве средства расчёта, а также выделил большую партию слоновьей кости для торговли. Секелету лично сопровождал экспедицию до наиболее выдающегося, по его мнению, географического объекта.

Через две недели Ливингстон и его спутники пристали к берегу реки Замбези, где увидели грандиозный водопад шириной до 1800 м и высотой до 120 м, который африканцы называли "Моси ва Тунья" (грохочущая вода). Этот водопад Ливингстон, увидевший его первым из европейцев, назвал именем английской королевы Виктории. Ныне возле водопада установлен памятник шотландскому исследователю, на постаменте которого написан девиз Ливингстона: "Христианство, торговля и цивилизация".

Ниже водопада Замбези течёт через серию узких обрывистых ущелий. Чтобы обойти этот труднопроходимый отрезок, экспедиция отклонилась на север и по плоскогорью Батока достигла притока Замбези Кафуэ. Спустившись по Кафуэ снова к Замбези, экспедиция достигла другого значительного левого притока Луангвы, за которой начинались земли, известные португальцам. В марте 1856 она добралась до Тете, западного форпоста португальской власти, в окраинах которого чётко ощущались последствия работорговли.

Отказавшись от изучения нижней Замбези, давно уже нанесённой на карту, Ливингстон последовал по северному рукаву реки к океанскому порту Келимане. Наконец, 20.05.1856 Ливингстон достиг устья Замбези. Так он завершил грандиозное путешествие — пересёк Африканский материк от Атлантического до Индийского океана. Ливингстон первым пришёл к правильному представлению об Африке как о материке, имеющем вид плоского блюда с приподнятыми к океану краями.

9.12.1856 Ливингстон вернулся в Великобританию национальным героем. Вести о нём и его путешествиях на протяжении трёх последних лет будоражили воображение всего англоязычного мира и возбудили беспрецедентный исследовательский энтузиазм. В 1857 он издал книгу "Путешествия и исследование миссионера в Южной Африке". На Ливингстона хлынул ливень наград и отличий. Теперь он, в конце концов, мог хорошо обеспечить семью, которая жила на грани бедности все время после возвращения в Британию. Улучшение финансового положения означало также, что отныне он может больше не зависеть от Лондонского миссионерского общества.

После завершения своей книги Ливингстон провёл шесть месяцев, выступая с речами и лекциями по всем Британским островам, и был удостоен аудиенции у королевы Виктории. В своей речи в Кембриджском университете 4.12.1857 он указал, что не сможет довести свои африканские исследования до конца, и обратился к университетской молодёжи с призывом продолжить работу, которую он начал. Публикация "Кембриджских лекций доктора Ливингстона" вызвала почти такой же интерес, как и его книга, и привела к учреждению "Университетской миссии в Центральной Африке", общества, на которое Ливингстон возлагал большие надежды во время своей второй африканской экспедиции.

Английское правительство решило использовать авторитет Ливингстона среди африканцев, поэтому его назначили консулом области Замбези, и в марте 1858 он снова отправился в Африку (взяв с собой жену, брата и сына). Ливингстону, покидавшему Британию, был предоставлен чин британского консула в Келимане и "на всем Восточном Побережье и в независимых областях внутренних регионов, а также главы экспедиции по исследованию Восточной и Центральной Африки, по распространению торговли и цивилизации с целью уничтожения работорговли".

Эта экспедиция была организована намного лучше, чем предыдущие одиночные странствия Ливингстона. Она состояла из десяти африканцев и шести европейцев (в т.ч. брат Ливингстона Чарльз, эдинбургский ботаник и медик Джон Кёрк, художник Томас Бейнс, геолог Ричард Торнтон), и имела к своим услугам колёсный пароход и всё необходимое оборудование и припасы. Однако между европейцами неоднократно вспыхивали ссоры и споры, и некоторые из них покинули экспедицию, например, Томас Бейнс был уволен из-за обвинения в краже.

Путешествовать вверх по Замбези на пароходе оказалось невозможным, препятствием стали пороги Кебрабасса, не замеченные Ливингстоном во время его первого путешествия. Вместо исследования верхнего течения Замбези Ливингстон решил подняться по её северному притоку Шире. Местные жители рассказали, что Шире вытекает из огромного озера, которое даже на быстрой лодке можно пересечь лишь за полтора дня. На Шире экспедиции снова воспрепятствовали водопады, которые Ливингстон назвал в честь президента Географического общества Мерчисона, опередившего миссионера в разграничении бассейнов Конго и Замбези (ныне — водопады Холомбидзо). 18.04.1859 Ливингстон добрался до бессточного озера Ширва (Чилва). Это было не то озеро, о котором говорили туземцы, но за неимением провизии экспедиция должна была вернуться назад. Через четыре месяца Ливингстон снова отправился к верховьям Шире, и 17.09.1859, перейдя покрытое лесом плоскогорье, экспедиция достигла южного края озера Ньяса, окружённого горами.

В сентябре 1861 Ливингстон снова посетил берега Ньясы. Он двинулся на север по её западному берегу, тогда как его брат Чарльз следовал вдоль побережья на лодке. Далеко на север им продвинуться не удалось из-за недоверия местных жителей и штормов, возникших на озере. Ливингстон составил первую более-менее достоверную карту озера. Приозёрные регионы Ливингстон признал перспективными для колонизации, кроме того, он считал необходимым установить контроль над озером, через которое происходил вывоз рабов из внутренних районов Африки в мусульманские торговые города на океанском побережье, для прекращения региональной работорговли.

Для учреждения миссионерских поселений на берегах озера британское правительство подготовило два парохода — "Пионер" и "Леди Ньяса". На этих судах Ливингстон в марте 1861, а потом в сентябре 1862 исследовал речку Рувума, впадающую в Индийский океан на севере Мозамбика, пытаясь найти окольный маршрут к Ньясе, который бы не пересекал территории под португальским контролем. Во время второй экспедиции Ливингстон продвинулся вверх по Рувуме на 250 км, но дальше путь снова преградили пороги. Только позже было доказано, что Рувума не соединяется с озером, и этим путём добраться до него по воде невозможно.

К неудачам экспедиции прибавились семейные трагедии. 27.04.1862 в Шупанге на Замбези от малярии умерла его жена. Старший сын Ливингстона, Роберт, поехал в охваченные гражданской войной Соединённые Штаты Америки, где записался добровольцем в армию Севера, но был ранен, попал в плен и 5.12.1864 умер в лагере для военнопленных. К тому же брат исследователя Чарльз ещё в ходе экспедиции заболел дизентерией и был вынужден вернуться в Англию.

В 1863 экспедиция снова возвратилась к западному берегу Ньясы. На этот раз Ливингстон отправился вглубь страны. Он выяснил, что горы, которые окружают озеро, на самом деле представляют собой широкие плоскогорья, отделяющие Ньясу от низменной области на востоке, насыщенной реками и озёрами. Некоторые реки текли на север. Именно проверке гипотезы, что они являются настоящими истоками Нила, была в определённой степени посвящена следующая экспедиция Ливингстона в Африке.

Британское правительство прекратило финансирование экспедиции и отозвало её домой в конце 1863, когда стало ясно, что оптимизм Ливингстона относительно политического и экономического развития региона Замбези был преждевременным. Однако Ливингстон снова продемонстрировал присущие ему раньше настойчивость и отчаянность, осуществив на своём старом небольшом пароходе "Леди Ньяса" с неполной и неподготовленной командой и при недостатке горючего плавание через весь Индийский океан к Бомбею (около 4000 км). Прибыв в Индию, он продал судно, чтобы возместить часть ущерба экспедиции.

Возвратившись в Британию летом 1864, Ливингстон вместе со своим братом Чарльзом написал свою вторую книгу, "Повесть об экспедиции к Замбези и её притокам". Во время пребывания на родине ему настойчиво советовали сделать хирургическую операцию для борьбы с геморроем, от которого он страдал на протяжении всей экспедиции. Ливингстон отказался. Вероятно, именно сильное геморроидальное кровотечение стало причиной его смерти во время третьего и последнего африканского путешествия.

На карте Африки всё ещё оставалась обширная неизученная территория, задача исследования которой стояла перед Ливингстоном. Он вернулся в Африку 28.01.1866, после ещё одного короткого визита в Бомбей, в статусе британского консула с широкими полномочиями и имея за собой поддержку большого количества государственных и частных учреждений. На этот раз он был единственным европейцем в составе экспедиции, а остальные участники были набраны в Индии и среди африканцев.

Экспедиция вышла из Микиндани на восточном побережье и отправилась на запад, однако враждебность местного племени нгони заставила Ливингстона отказаться от начальных планов не проходить по территориям, контролируемым португальцами, и достигнуть берега озера Танганьика, обойдя Ньясу с севера. Спасаясь от нгони, экспедиция должна была возвратиться на юг, и в сентябре 1866 часть носильщиков покинула её. Во избежание наказания за дезертирство после возвращения на Занзибар они солгали, что Ливингстон погиб в стычке с нгони. Эта выдумка добавила драматизма сообщением об экспедиции, поступавшим в Европу.

Однако настоящий драматизм экспедиция приобрела позднее, когда Ливингстон, обойдя Ньясу с юга, снова отправился на север. В начале 1867 у него был украден ящик со всеми медикаментами, что было настоящей катастрофой для путешественника, однако Ливингстон не прекратил движение на север, продолжив продвижение вглубь Центральной Африки. Всё это привело Ливингстона в область великих африканских озёр, где он открыл два новых больших озера — Бангвеулу и Мверу. Экспедиция пересекла две больших реки, Луангва и Чамбеши, разделённые горным кряжем Мучинга, и 1.04.1867 вышла к южному краю озера Танганьика. Отправившись отсюда на юго-запад, 8 ноября Ливингстон открыл озеро Мверу, а 18.06.1868 — озеро Бангвеулу. Далее путешественник намеревался обследовать озеро Танганьика, но внезапно заболел тропической лихорадкой и слёг. Утомлённый и обессиленный малярией, Ливингстон был вынужден воспользоваться помощью арабских торговцев, чтобы возвратиться к озеру Танганьика, которого он достиг в феврале 1869.

Около месяца экспедиция передвигалась по озеру на лодках, сначала вдоль западного берега на север, а потом — напрямик через озеро к Уджиджи на восточном берегу. Здесь Ливингстона ожидали некоторые припасы, которые были присланы для него с попутными караванами с Занзибара, хотя большинство из них были разграблены или затерялись в дороге. В июле 1869 Ливингстон покинул Уджиджи и снова пересёк озеро. Из-за плохого состояния здоровья путешественника и недоверия местного населения, обозлённого набегами работорговцев, эта часть путешествия чрезвычайно растянулась, и лишь 29.03.1871 Ливингстон достиг притока Конго Луалабы вблизи Ньянгве — крайней северо-западной точки своих африканских странствий. Так далеко на запад в этих краях к этому моменту не заходил ни один европеец.

Ливингстон всё ещё не знал, к бассейну какой африканской реки — Конго или Нила — принадлежит Луалаба, и был не в состоянии заниматься этим вопросом, поскольку его здоровье продолжало ухудшаться. Вдобавок экспедицию саботировали работорговцы. В результате Ливингстон не смог найти лодки для путешествия по реке, а передвигаться по суше можно было, только пристав к отряду работорговцев, на что миссионер никогда бы не согласился. Ливингстон установил лишь, что Луалаба течёт на север и находится в этом месте на высоте около 600 м над уровнем моря, то есть теоретически может принадлежать к бассейну как Конго, так и Нила. То, что река впадает в Конго, было выяснено уже после смерти Ливингстона Генри Мортоном Стэнли.

23.10.1871 Ливингстон вернулся в Уджиджи обессиленным и больным. Из-за лихорадки великий исследователь потерял способность ходить и ожидал смерти. На протяжении длительного времени он не давал о себе знать. Неожиданно ему на помощь пришла экспедиция, возглавляемая газетным корреспондентом и известным в будущем авантюристом Генри Мортоном Стэнли, специально посланным на поиски Ливингстона американской газетой "Нью-Йорк Геральд". Стэнли поприветствовал Ливингстона фразой, которая впоследствии станет всемирно известной: "Доктор Ливингстон, я полагаю?".

Стэнли привёз жизненно необходимые продукты и медикаменты, и Ливингстон пошёл на поправку. Вместе со Стэнли в конце 1871 он обследовал северные берега озера Танганьика, а затем осуществил путешествие к Уньямвези (на 320 км к востоку). Стэнли предлагал Ливингстону вернуться с ним в Европу или Америку, однако тот отказался. 14.03.1872 Стэнли отправился в Англию один, чтобы рассказать миру не столько о последних путешествиях знаменитого путешественника, сколько о собственных приключениях.

Вопрос об истоках Нила остался нерешённым. Во время исследования северных берегов Танганьики Ливингстон убедился, что она не имеет северного истока, однако полноводная Луалаба, хотя и отходила к западу, текла на север и могла соединяться с системой Нила. Преисполненный решимости выяснить вопрос, который беспокоил его последние годы, в 1873 Ливингстон отправился на юго-запад к верховьям Луалабы, чтобы проследить её течение вплоть до устья. По дороге он остановился в поселении Читамбо к югу от озера Бангвеулу, на территории современной Замбии.

Здесь Ливингстон опять заболел малярией и 1.05.1873 умер вблизи селения Читамбо (ныне в Замбии) неподалёку от открытого им озера Бангвеулу. Темнокожие товарищи Ливингстона Чума и Сузи подвергли его бальзамированию с помощью соли. Сердце Ливингстона было похоронено в Читамбо, а законсервированное тело после 9-мес транспортировки, преодолев расстояние около 1500 км, было доставлено в порт Багамойо на индоокеанском побережье, откуда его отправили в Великобританию. 18.04.1874 Ливингстон был погребён с почестями в Вестминстерском аббатстве.

Ливингстон посвятил Африке бóльшую часть своей жизни, пройдя преимущественно пешком свыше 50 тыс. километров. Он был первым, кто решительно выступил в защиту темнокожего населения Африки на таком высоком уровне. Африканцы очень любили и почитали Ливингстона, однако его жизненная трагедия заключается в том, что открытия великого исследователя были использованы британскими колонизаторами типа Сесиля Родса, пытавшимися подчинить Британской колониальной империи территории от Египта до Южной Африки.

Ливингстон дал название реке Арувими — правому притоку Конго, когда он достиг этой реки и спросил туземцев, как она называется, в ответ услышал — "Арувими", что на местном наречии означает "Что он сказал?".

На главную страницу