Предшественник
Преемник

Туда-Менгу

хан Золотой Орды (1282-1287)


Туда-Менгу был третьим сыном Тукана, второго сына Бату.

Унаследовал престол после смерти своего брата Менгу-Тимура. Все русские князья, за исключением великого князя Дмитрия Александровича, направились в Орду, чтобы приветствовать нового хана и получить ярлыки на княжение. Внимание великого князя Дмитрия в то время было поглощено его раздорами с новгородцами, которым он "много пакости дея". Однако Туда-Менгу расценил его поведение как вызов и выдал ярлык на великое княжение его младшему брату Андрею Городецкому. Отказ князя Дмитрия уступить стол привёл к жестокому конфликту. Туда-Менгу направил ордынские войска, чтобы усилить дружину Андрея Городецкого. Ордынцы заполонили всю территорию Великого княжества Владимирского, захватывая и изгоняя наместников Дмитрия и его войска, опустошая страну. Затем они возвели Андрея на владимирский стол.

Дмитрий обратился за помощью к хану Ногаю, дав ему клятву верности. Ногай подтвердил права Дмитрия на владимирский стол и направил ему в поддержку сильное войско. Не дождавшись никакой поддержки от Туда-Менгу, Андрей Городецкий вынужден был уступить великое княжество Дмитрию и установить с ним мир. После этого Андрей Городецкий удалился в Кострому. Князь Дмитрий поклялся не мстить брату и его сторонникам, но вскоре нарушил свою клятву; в 1283 двое его бояр появились в Костроме, арестовали главного советника Андрея – боярина Семена Тонилевича и убили его после короткого допроса.

Туда-Менгу был слабым ханом, при его правлении усилился темник Ногай, ставший полунезависимым правителем западной части государства. Хотя Туда-Менгу и не был достаточно силен для того, чтобы открыто противостоять Ногаю, он не утвердил ярлык, выданный Ногаем Дмитрию Переяславскому и продолжал официально считать Андрея Городецкого великим князем.

В правление Туда-Менгу делались попытки укрепления административного управления на Руси, введено баскачество.

Ислам, распространявшийся из Египта, постепенно всё больше набирал силу. В 1282 ильхан Ахмед стал мусульманином. В 1283 Туда-Менгу также объявил о своём обращении в ислам. Казалось, что с установлением религиозной гармонии на всём Ближнем Востоке политическая напряженность между ильханами и Египтом подойдет к концу. Однако обращение в ислам не было окончательным ни для государства ильханов, ни для Золотой Орды.

Представляется, что он принял новую веру не по политическим соображениям, а как духовное откровение. Туда-Менгу стал суфистом, последователем мистического учения в исламской мысли. Истинный суфист должен был жить в бедности и очищать душу через любовь ко всему человечеству. Под влиянием суфизма Туда-Менгу утратил интерес к своей власти и пренебрегал государственными делами к ужасу ведущих князей и знати. Вскоре распространились слухи, что хан душевно болен. По видимому, через недолгое время Туда-Менгу предложили передать часть власти его племяннику Тула-Буге.

В 1285 Туда-Менгу и Ногай совершили походы в Закарпатье, в 1286 и 1287 — в Польшу. В этих походах участвовал его племянник Тула-Буга, сын Торбу.

В 1287 после возвращения Тула-Буги в Сарай Туда-Менгу принудили к отречению, и Тула-Буга стал полноправным ханом, несмотря на противодействие группы князей и военачальников, которые отдавали предпочтение сыну Менгу-Тимура Тохте.

На главную страницу