Ян Жижка (1360-1424).

Родился около 1360 в дворянской семье. В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом при дворе Вацлава IV .

В 1410 Жижка в составе чешских добровольцев сражался под знаменами Ягайло и Витовта против немецких крестоносцев Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве, где лишился левого глаза. Затем участвовал в походах венгров против турок и отличился в сражениях англичан против французов во время Столетней войны, особенно в битве при Азенкуре (25.10.1415).

Перед тем как примкнуть к гуситам, в течение нескольких лет Жижка возглавлял шайку разбойников, действовавшую на одном из трактов в Чехии. Спустя некоторое время он был амнистирован королём и вновь принят на службу.

Через какое-то время Жижка примкнул к крайней партии гуситов и, став во главе их, скоро сделался грозой врагов. Он реорганизовал плохо вооруженные отряды крестьян и устроил лагерь, окружённый повозками и рвом для защиты от атак противника (т.н. вагенбург). Этот укрепленный Табор, дал его сторонникам название "таборитов".

Во главе 4-тыс. отряда Жижка разбил в июле 1420 на горе Витков (перед Прагой) 30-тыс. войско крестоносцев, отправленное Сигизмундом для занятия города. В ноябре он снова разбил имперцев при Панкраце и овладел крепостью Вышеград. Потеряв при осаде замка Раби свой второй глаз, слепой Жижка продолжал предводительствовать войском и сам участвовал во всех битвах, везомый в повозке на виду всего войска.

В 1422 он одержал блистательную победу над Сигизмундом при Немецком Броде и вторгся в Моравию и Австрию, предавая всё на пути разрушению. В 1423-1424 Жижка разошелся с руководством умеренных гуситов. Поэтому не менее жестоко Жижка преследовал утраквистов. В 1424 он занял Прагу, но 11.10.1424 умер от чумы при осаде Пржибислава.

Превосходный полководец, неустрашимый, с железной волей, Жижка был крайне жесток при расправе с врагами. Его похоронили в Чаславе и над гробницей повесили его любимое оружие — железный шестопёр. В 1623 по приказанию императора Фердинанда II гробница Жижки была разрушена и останки его выброшены.

В 1874 Яну Жижке был воздвигнут памятник близ Пржибислава.


Ян Гус (1369-1415).

Родился в 1369 в м. Гусинец, в юго-западной Богемии в крестьянской семье. Учился в Пражском университете, получил там степень магистра "свободных искусств".

В 1400 принял священство и в 1402 был назначен на место проповедника при Вифлеемской часовне. Его задачей был призыв чешского народа к благочестивой жизни и обличение нравов духовенства. Одновременно он читал лекции в университете и занимал должности декана и ректора.

Характерной чертой Гуса была любовь к правде, которую он ставил выше всех других соображений и благородная горячность, с которою он исполнял свою обязанность обличать недостатки духовенства. Это вызвало в их среде такие жалобы, что расположенный к Гусу архиепископ лишил его звания проповедника на духовных съездах, а потом запретил и священствовать.

В университете Гус познакомился с сочинениями Уиклифа, которые нашли в его душе горячий отклик. Распространившаяся между чешскими магистрами популярность Уиклифа вызвала в 1408 противодействие со стороны соборного капитула в Праге, члены которого указали университету на ряд еретических положений, извлеченных из сочинений Уиклифа и частью уже осужденных Лондонским собором в 1382.

На университетском диспуте некоторые магистры горячо вступались за положения Уиклифа, а Гус ограничился указанием, что многие из поставленных Уиклифу в вину положений неверно извлечены из его сочинений.

Обострявшийся в папстве раскол вызвал в Богемии враждебные отношения между правительством и церковной властью. Пражский университет в этом споре стал на сторону короля. В 1409 Гус был снова избран ректором, а вместе с тем в университете заметно усиливается влияние богословских воззрений Уиклифа.

Архиепископ во исполнение папской буллы приказал в 1410 сжечь сочинения Уиклифа. Университет и Гус апеллировал к Папе, доказывая, что только невежды могли предать сожжению философские, математические и тому подобные книги Уиклифа, в которых нет никаких заблуждений.

В защиту сочинений Уиклифа в университете был устроен публичный диспут, в котором участвовал и Гус. Результатом этого было отлучение Гуса от церкви и вызов его в Рим к ответу.

Король Вацлав IV пытался уладить дело и устроить примирение между архиепископом и Гусом, но неожиданное событие дало делу новый оборот, и движение, вождём которого стал Гус, из ученого, университетского стало религиозным и народным.

Папа Иоанн XXIII, теснимый своим соседом, королём Владиславом неаполитанским, объявил против него крестовый поход с отпущением грехов всем тем, кто будет содействовать его успеху. В 1412 буллы об индульгенциях были обнародованы в Праге, и Гус высказался против заключавшегося в них злоупотребления правом отпускать грехи, ссылаясь на сочинение Уиклифа "О церкви".

В этот спор об индульгенциях вмешалась толпа и под предводительством одного из королевских любимцев сожгла папскую буллу. По распоряжению короля пражский магистрат казнил трёх молодых ремесленников, которые особенно горячо кричали, что буллы — обман. Казнь состоялась, несмотря на заступничество Гуса, а народ признал казнённых мучениками. Движение разрасталось, над Прагоё был произнесён интердикт.

По повелению короля Гус оставил город, но продолжал проповедовать народу, который стекался к нему толпами, и на досуге написал свой трактат "О церкви", составленный на основании взглядов Уиклифа.

Событиями в Богемии был озабочен император Сигизмунд, брат Вацлава IV и его наследник. Он побудил Папу к созванию в 1414 общего собора в Констанце, куда пригласил и Гуса, обещав ему охранную грамоту.

Гус прибыл в Констанцу 3.11.1414 и уже 28 ноября был призван к допросу перед Папой и кардиналами и после непродолжительного диспута был тут же арестован, несмотря на протест сопровождавших его чешских вельмож, ссылавшихся на охранную грамоту, и несмотря на негодование прибывшего впоследствии императора.

Между тем на соборе папская партия потерпела поражение; Папа Иоанн XXIII был низложен и после попытки бегства заключён в том же помещении, где сначала содержался Гус. Руководство на соборе перешло к наиболее просвещённым кардиналам, которые высказывали взгляды, во многом близкие к представлениям Гуса о церкви и папстве.

В глазах собора дело Гуса было тесно связано с делом Уиклифа, о "гуситстве" не было тогда речи, а только об искоренении в Богемии "уиклифии", которую и хотели торжественно осудить. Некоторые из членов собора давали ему совет, чтобы он "молча согласился", что впал в заблуждение, и тогда дело обойдется благополучно.

В заседании 4.05.1415 собор осудил учение Уиклифа. Гусу ставилось в вину, что он разделял заблуждение Уиклифа и многие из этих обвинений основывались на показаниях лжесвидетелей. Из обвинений, направленных лично против Гуса, самым главным было то, что он не явился в Рим на вызов Папы и что он от суда Папы апеллировал к Христу.

С точки зрения Гуса, выставленные против него обвинения либо основывались на неверном понимании его слов, либо касались таких его мнений, от которых он не отказывался, но не признавал еретическими заблуждениями и выражал готовность отречься от них, если против текстов св. Писания, которые он приводил в подтверждение своих мнений, ему укажут более веские места.

Все уговаривали Гуса отречься, но он просил ради Господа не налагать на него "петли вечного осуждения, принуждая его солгать и поступить против совести". Бледного и изнуренного от зубной боли и бессонной ночи Гуса увели. Участь его была решена. Но ещё целый месяц собор медлил, и продолжались попытки уговорить Гуса отречься.

В момент, когда должны были зажечь костёр, имперский маршал в последний раз повторил свое предложение отречься ради спасения жизни — и Гус ответил: "От каких же заблуждений мне отречься, когда я никаких не признаю за собой. Призываю Господа в свидетели, что не учил и не проповедовал того, что показали на меня лжесвидетели. Главною целью моей проповеди и всех моих сочинений было отвратить людей от греха. И в этой истине, которую я проповедовал согласно с евангелием Иисуса Христа и толкованием святых учителей (докторов), я сегодня радостно хочу умереть".

6.07.1415 Гус был сожжён как уиклифит. Как последователь Уиклифа, Гус являлся одним из главных предшественников реформации, хотя он внутренно не порвал с католицизмом и остался верен многим католическим догматам и верованиям, которые впоследствии были отвергнуты протестантами.

Гус стал мучеником не столько из-за своих религиозных воззрений, сколько вследствие преклонения перед принципом, что не следует человеку ни отрицать что-либо, ни утверждать вопреки правды и отягощать свою совесть ложью.


Альбрехт фон Валленштейн (1578-1628).

Родился 15.09.1578 в Богемии (Чехия). Он принадлежал к древней чешской дворянской фамилии Вальдштейнов, исповедовавшей протестантскую веру, но после смерти отца, на 16-м году своей жизни, был отдан в иезуитское училище в Ольмюце, и там перешёл в католичество. Окончив университет в Альтдорфе и совершив затем путешествие по Италии, Франции, Нидерландам и Германии, в 1606 он вернулся на родину, вступил в ряды имперских войск, действовавших в Венгрии, и за отличие при осаде Грана получил капитанский чин.

После заключения мира Валленштейн вернулся в Богемию и женился на богатой пожилой вдове, которая в 1614 умерла бездетной, оставив ему всё своё состояние. Это и другое наследство, полученное тогда же от дяди, дали ему возможность играть важную роль при дворе императора Матиаша. В кратковременную войну 1617 года между Венецией и герцогом Фердинандом Штирийским (будущим императором), Валленштейн сформировал за свой счёт отряд конницы (200 человек) и привёл его к герцогу, вследствие чего вошёл у него в большую милость. При освобождении Градишки от осады, он выказал примерную неустрашимость, а своей щедростью, равно как заботливостью о войсках, приобрёл такую известность, что каждый считал за честь служить в его отряде. По окончании похода, он был назначен командиром полка земской милиции в Моравии.

Вскоре Валленштейн вступил во второй брак с дочерью графа Гарраха, советника и любимца императора, причём получил графское достоинство, звание канцлера и начальство над моравской милицией.

Когда в 1618 в Моравии и Богемии вспыхнуло восстание, Валленштейн спас из Ольмюца государственную казну, участвовал со сформированным им кирасирским полком в подавлении восстания и очистил всю страну от протестантских войск, за что был произведён в генерал-майоры с назначением губернатором Моравии. В войне с Габором Бетленом, князем Трансильвании, нанёс ему решающее поражение при Штандмюце, а его союзнику, маркграфу Бранденбург-Эгерндорфскому — при Кремзире (1621 год).

Скупив в Богемии многие конфискованные имения и получив от императора обширное Фридландское поместье на границе Силезии, включая Либерец, Грабштейн и Валечов, Валленштейн стал одним из богатейших людей в Австрии. В 1623 за победу над Габором Бетленом он был возведён в звание имперского князя и герцога. В 1625, когда средства императора для борьбы с протестантами совершенно истощились, Валленштайн, обладавший 30-млн состоянием, предложил выставить 50-тыс. армию за свой счёт (с уплатой впоследствии), при условии быть её главнокомандующим и содержать её контрибуциями с неприятельских земель. Император согласился на это.

Слава и щедрость Валленштейна быстро привлекли под его знамёна множество народа. С этой новонабранной армией он разбил Мансфельда, разгромил Мекленбург, Померанию, Шлезвиг, Голштинию, при помощи Тилли нанёс решительный удар датчанам, принудивший Христиана IV заключить в 1629 мирный договор в Любеке. Мекленбургские владения, которые Валленштейн завоевал, были переданы ему императором, с титулом герцога Мекленбургского.

Но по мере успехов Валленштейна, высокомерие и надменность развились в нём до последних пределов и навлекли на него ненависть имперских князей, возмущенных, кроме того, и насилиями его войск. Уступая их просьбам, изложенным на Регенбургском съезде (1630), император лишил Валленштейна начальства над католическим воинством. Последний принял это известие с гордым равнодушием и, оставив армию, удалился в Прагу, где зажил частным человеком.

Однако его бездействие продолжалось недолго; успехи шведского короля Густава Адольфа заставили императора вновь обратиться к помощи Валленштейна, но тот только после долгих просьб согласился (1632) принять начальство над армией. Это согласие он обставил такими условиями, которые давали ему неограниченную и бесконтрольную власть не только в армии, но и в землях ею занимаемых.

Набрав новые полки, Валленштейн взял Прагу, очистил Богемию от саксонских войск; но, двинувшись затем в Баварию, он, несмотря на тройное превосходство сил, три месяца простоял под Нюрнбергом, занятым Густавом-Адольфом, и от боя уклонялся. Потерпев затем поражение под Лютценом, Валленштейн отступил в Богемию., Убедившись в трудности вытеснить шведов из Германии, он решился достигнуть этого посредством постепенного отторжения от них союзников. Для этого он вступил в переговоры с курфюрстом Саксонским и, продолжая решительные военные действия против шведов там, где мог бить их по частям, щадил их протестантских союзников в Германии. Это послужило врагам герцога предлогом для обвинения его в измене. Ещё большим поводом к обвинению Валленштейна послужило освобождение взятого им в плен графа Турна, главы восстания в Богемии. Особенно злобствовали на Валленштейна иезуиты.

Хотя Валленштейн пренебрегал неудовольствием венского двора, но все-таки, получив от императора приказание идти на помощь курфюрсту Баварскому, двинулся в Баварию, несмотря на позднее время года, но узнав дорогой о взятии протестантами Регенсбурга, вернулся назад и расположился в Богемии, на зимних квартирах. Враги Валленштейна, пользуясь этим, старались уличить его в намерении, опираясь на войска, сделаться чешским королём, а крайне раздражённый император потребовал от него очищения от протестантов австрийских владений. Валленштейн не повиновался этому повелению, ссылаясь на договор, заключенный с императором перед принятием начальства над войсками.

Когда же курфюрст Баварский Максимилиан, стоявший во главе враждебной партии, потребовал, чтобы Валленштейн был лишён звания главнокомандующего, то последний (страдавший к тому же подагрой) созвал военный совет и, изложив свои несогласия с императором, заявил о готовности удалиться от дел. Но старшие офицеры, считавшие себя более на службе Валленштейна, чем императора, и зная, что с падением первого они могут лишиться ещё неполученной ими значительной денежной суммы за прежнюю службу, протестовали против намерения Валленштейна и 12.01.1634 заключили с ним в Пильзене договор, которым обязывались не оставлять друг друга, но при условии не предпринимать ничего против императора и католической Церкви.

Императору Фердинанду представили всё это в виде политического заговора. Он отрешил Валленштейна от командования и объявил его мятежником, а начальство над армией было вверено генералам Пикколомини и Галласу, которым было приказано доставить объявленного мятежника живым или мертвым. В то же время император не переставал вести с Валленштейном дружескую переписку. Последний, узнав о грозящей ему опасности и о значении, какое придано Пильзенскому собранию, вновь собрал своих старших офицеров и объявил, что разрешает их от данной клятвы, если они подозревают его в намерениях, противных императору. Вместе с тем он подписал реверс, что никогда и в мыслях не имел предпринимать что-либо против императора и религии.

Этот документ Валленштейн отправил в Вену, с заявлением своей готовности сдать начальство над армией, и на суде отдать отчет в своих поступках. Но судьба его была уже решена; реверс его императору не был представлен. Последовавшим затем декретом конфисковались имения герцога. Валленштейн, узнав о движении против него войск Пикколомини и Галласа, бежал с оставшимся верным ему слабым прикрытием в замок Эгер, (Хеб, Чехия). Затруднительность положения заставила его вступить в переговоры с предводителями протестантов, но герцог Бернхард Саксен-Веймарский и Оксеншерна, не доверяя Валленштейну, отвергли его предложения.

25.02.1634 полковник Бутлер, начальник конвоя Валленштейна, будучи подкуплен генералами Пикколомини и Галласом, с помощью двух офицеров, коменданта крепости шотландца Джона Гордона и его соотечественника майора Уолтера Лесли, изменнически убил нескольких приближённых Валленштейна, а затем и его самого. Убийцы были щедро награждены за счёт имущества погибшего герцога.

На главную страницу