Сражение при Менорке

Сражение при Менорке состоялось 20.05.1756 между британским от испано-французским флотами во время Семилетней войны.

Аахенский мир, завершивший войну за Австрийское наследство, оказался лишь перемирием. В 1753 возникла напряжённость на границе колониальных владений Англии и Франции в долине реки Огайо (в Канаде). 28.05.1754 английские ополченцы во главе с Джорджем Вашингтоном и союзные индейцы разбили французский отряд во главе с офицером Жозефом Кулоном де Жумонвилем, который был убит индейцами. Этот инцидент этот получил название Жумонвильского и наделал много шума.

Британское правительство приняло решение послать из метрополии в Новый Свет 3-тыс. экспедиционный корпус во главе с генералом Эдвардом Брэддоком. Задачей этих войск был захват форта Дюкен и других укреплений в долине реки Огайо. Французское командование форта Дюкен приняло решение устроить засаду англичанам на подступах к форту, в лесной чаще. В ходе завязавшегося сражнеия британцы сражались вплоть до смертельного ранения своего командующего, генерала Брэддока, а затем начали отступать и лишь блогодаря Джорджу Вашингтону, сумевшему организовать арьергард и спасти англичан от полного окружения и гибели. В этом сражении англичане потеряли свыше 500 человек, в то время как потери французов и индейцев составили всего около 30 человек.

Французы также попросили помощи от метрополии. Правительство Луи XV решило перекинуть в Канаду подкрепления. 3.05.1755 из Бреста в Квебек вышли 11 французских линейных кораблей с уменьшенным числом пушек, но с 3600 солдатами на борту, а в качестве сопровождения были выделены 3 линкора и 2 фрегата со штатным вооружением. Общее командование осуществлял шеф д'эскадр Дюбуа де Ла Мотт. Англичане послали на перехват эскадры вице-адмирала Эдварда Хоука (21 корабль и 3 фрегата) и вице-адмирала Эдварда Боскауэна (19 кораблей и 13 мелких судов) с задачей блокировать побережье Канады.

8.06.1755 в устье реки Св. Лаврентия англичане атаковали и захватили два французских корабля 64-пушечный "Альсид" и "Лис", имевший на борту только 22 легких орудия. В качестве ответной меры 13 августа французы захватили английский 24-пушечный фрегат "Блендфорд", но он был отпущен призовым судом. При этом французы тщетно надеялись на аналогичные ответные меры англичан.

11.11.1755 у Бреста тремя английскими линкорами был захвачен французский корабль "Эсперанс". Вице-адмирал Эдвард Хоук захватил в Бискайском заливе около 300 торговых судов, на которых было около 3 тыс. французских моряков. Эти действия были расценены Францией как "казус белли" . В начале 1756, после отказа Англии вернуть Франции захваченные корабли и плененных французских моряков, а также после выраженного нежелания Англии разграничить с Францией свои владения в Канаде (Англия претендовала на всю Канаду) — война сделалась неизбежной, хотя Версаль всячески пытался ее избежать.

В качестве контрудара французы решили захватить остров Менорку, расположенный в Средиземном море между Францией и Испанией. Это отдавало бы в руки французов всё западное Средиземноморье, и могло склонить Испанию вступить в войну на стороне Франции. В свою очередь англичане знали о планах атаки Менорки, но полагали, что французы пытаются отвлечь их силы от метрополии, чтобы без помех высадить войска в Англии или Шотландии. Вследствие этого на Менорке британцы держали маленький гарнизон (всего 4 тыс. человек) и не планировали в ближайшее время его усилить.

Вице-адмирал Осборн с 14 линкорами уже в январе 1756 начал блокаду Бреста, в феврале его сменил вице-адмирал Хоук, его эскадра была увеличена до 19 линкоров. Когда в апреле блокадную эскадру возглавил вице-адмирал Боскауэн, сменивший заболевшего Хоука, у него было уже 24 линкора.

В конце марта адмиралу Джону Бингу было приказано быть готовым к выходу с 10 кораблями к Гибралтару, где к нему должны были присоединиться ещё 3 линкора (в т.ч. два 50-пушечных). Согласно инструкции Адмиралтейства Бингу предписывалось наблюдать за тулонской эскадрой Галиссоньера, при этом члены Адмиралтейства полагали, что у того не более 6-8 линкоров. Если французы уже прошли в Канаду — немедленно отправить туда контр-адмирала Веста с 8 линкорами и лучшими моряками; если Галиссоньер ещё был в Средиземном море — следить за ним, а если он оставался в Тулоне — наблюдать за Тулоном.

Тем временем подготовка к захвату Менорки шла полным ходом. В начале апреля на 176 транспортов и 4 военных корабля было погружено 12 тыс. человек с артиллерией, провиантом, боеприпасами. Эскорт, которым командовал Роллан-Мишель Баррэн, граф Ла Галиссоньер, составлял 12 кораблей и 5 фрегатов. 10 апреля огромный караван вышел на рейд Тулона и 18 апреля французский десант был высажен на западе острова, в проливе между Меноркой и Майоркой. 22 апреля эскадра Галиссоньера вошла в гавань Порт-Магона с намерением бомбардировать крепость и город. Английский губернатор Порт-Магона Блейкни со своим гарнизоном в панике укрылся в цитадели — сильном форте Сан-Фелипе.

В ночь на 21 апреля в гавань Порт-Магона вошли 5 британских кораблей Джорджа Эджкамба, которые во время недавнего крейсерства захватили 10 французских торговых судов и провели их в порт. Наутро, увидев армаду неприятельских кораблей, Эджкамб несмотря на мольбы Блейкни на всех парусах двинулся к выходу из бухты, и к его счастью французы не стали преследовать противника.

3 мая Бинг прибыл в Гибралтар, а 18 мая появился коммодор Эджкамб, который сообщил, о высадке на Менорке десанта, поддержанного сильной французской эскадрой. 8 мая английская эскадра в составе 13 кораблей, 4 фрегатов и 1 шлюпа вышли из Гибралтара и взяли курс на Менорку. Целью экспедиции, которую видели перед собой Бинг и Фок, была не помощь гарнизону Порт-Магона (для его усиления они взяли только 100 солдат, не считая офицеров гарнизона Порт-Магона, проводивших отпуск в Гибралтаре), а дать бой французской эскадре Галиссоньера и отогнать её от английской военно-морской базы. Стоит отметить, что даже разгром французского флота никак не решал проблему французского десанта, располагавшего достаточными силами для штурма крепости.

Бинг пошел на сближение с французами, но наступил штиль. 19 мая в 11 утра на море спустилась плотная дымка. Поэтому сближаться не видя противника было бы безумием и атаку отложили. К Менорке были высланы три фрегата, чтобы найти место высадки для армейских офицеров. Утром следующего дня Бинг повернул на другой галс и пошёл на норд-вест, к Порт-Магону. Дул неустойчивый SW, когда в 12 милях к юго-востоку был обнаружен французский флот.

Схема сражения при Менорке.

Бинг повернул на противника и выстроил кильватерную колонну. Против 12 французских Бинг выставил 12 своих самых больших кораблей. К 11:00 линия была идеальной, расстояние между мателотами согласно "Боевым Инструкциям" ровно полкабельтова. Однако, несмотря на внешнюю красоту и на более опытные экипажи, проблемы у англичан были. Прежде всего, Бинг разделил эскадру не на три дивизиона, а на два, что конечно же ухудшило управление отрядом. Далее — Бинг надеялся, что французы будут сближаться с ним тем же курсом — в этом случае английская линия прорезала бы французскую.

Галиссоньер приказал прибавить парусов, выстроил линию и вполне мог выиграть у Бинга гонку за ветер. Однако в 12:30 произошла смена ветра. Теперь задул зюйд-вест, англичане оказались на ветре, что привело французов в замешательство. Если бы в этот момент Бинг сломал линию и обрушился на противника — он без сомнения одержал бы победу. Однако Бинг приказал убавить паруса и замедлить сближение, что позволило французам выстроить линию на левом галсе. В итоге флоты сходились под расходящимся углом.

Пройдя линию французов, Бинг повернул назад и начал их нагонять. При повороте на обратный курс каждому последующему кораблю приходилось ждать поворота предыдущего, в итоге линия растянулась. Бинг избрал сближение с французами по касательной, под острым углом, чтобы снизить потери от анфиладного огня противника и по возможности иметь возможность вести по нему огонь при сближении. Такой метод атаки был бы хорош, если бы Галиссоньер был неподвижен, однако тот решил, что британцы хотят атаковать его арьергард, и убавил паруса, сдав назад и, очевидно, несколько вправо относительно англичан. Это испортило план Бинга, теперь точка касательной двух линий оказалась далеко за кильватерной колонной французов. Таким образом, если бы Бинг не изменил порядок движения, он бы просто проскочил строй противника на большом расстоянии и оказался бы под ветром.

Головной "Дифайнс" уже подходил к головному французу, и Бинг, чтобы прижать его ближе к противнику поднял соответствующий сигнал и дал один холостой выстрел. Этим сигналом адмирал хотел показать, что головной корабль британцев должен атаковать головной корабль французов. Однако кэптен "Дифайнса" Томас Эндрюс понял приказ Бинга буквально и повернул ровно на румб вправо. Командир фрегата "Феникс" Аугустус Джон Херви продублировал сигнал адмирала, также дал выстрел, в результате чего "Дифайнс" повернул ещё на румб, но всё ещё был далеко от французов. В 14:20 на "Рамиллиесе" на фок-мачте взвился красный флаг — приказ "Всем вступить в бой!"

"Дифайнс" повернул на 5 румбов и атаковал головной корабль французов — 64-пушечный "Орфе". Четыре следующих за "Дифайнс" корабля также начали спускаться на противника, но поскольку эскадры шли не в параллельных линиях, а под углом, каждому следующему линкору приходилось проходить большее расстояние до французской линии, и следовательно -больше находиться под продольным огнем.

В результате шедший шестым "Интрепид" потерял фор-стеньгу, его развернуло и он оказался на пути следующих кораблей. Изначально седьмой в линии 64-пушечный "Ривендж" почему-то решил обойти шедший перед ним потерявший фор-стеньгу 64-пушечный "Интрепид" с наветренной стороны, тогда как согласно "Инструкциям" должен был занять место выбывшего из линии корабля и спускаться на противника, но ветер был слабый, лобовой, и он остановился. После этого "Ривендж" просигналил на "Интрепид", чтобы тот прекратил огонь, так как он собирался взять его на буксир. После чего он начал заводить буксир на "Интрепид" и эти два корабля в итоге создали "пробку" на пути следования шедших за ними кораблей.

"Принсесс Луиза" и "Трайдент" были обязаны, как и "Ривендж" спускаться на противника. Вместо этого их капитаны попытались обойти "Интрепид" и "Ривендж" с подветренной стороны, также грубо нарушив "Инструкции". Тем временем в сутолоке и дыму подходил флагманский 90-пушечный "Рамиллиес", уже находившийся на расстоянии дальнего пушечного выстрела. Флагман открыл огонь, но на пятом залпе лорд Берти крикнул Бингу: "Прекратите огонь! Это "Трайдент"! Я узнал его по красному корпусу!". Огонь был немедленно прекращен. "Рамилиес", вклинившийся между кораблями, оказался в "коробочке" — перед ним стоял "Интрепид", слева "Ривендж", справа "Принсесс Луиза" и "Трайдент".

Чтобы как-то выбираться из положения Бинг приказал брасопить реи, в результате чего англичане остановились на 6–8 минут. Затем Бинг приказал "Ривенджу" вернуться в строй, фрегату "Честерфилд" вывести из линии "Интрепид", а старому 50-пушечному "Дептфорду", выведенному в резерв перед началом боя, занять место "Интрепида". Эти манёвры заняли 45 минут, после чего арьергард французов пытался атаковать сгрудившиеся британские линкоры, но так робко, что один 74-пушечный "Каллоден" смог отогнать их.

Весь бой продолжался уже 3 часа. Галиссоньер решил больше не испытывать судьбу и дал сигнал выйти из боя. Бинг не стал преследовать французов. Он оправдывал это тем, что авангард Веста, сражавшийся с французскими головными кораблями, был повреждён и имел заметные людские потери и считал опрометчивым преследовать более сильного, как он считал, противника.

После военного совета, который пришёл к выводу, что освободить гарнизон не удастся, а дальнейшее сражение с превосходящим флотом французов бесперспективно, Джон Бинг принял решения уйти в обратно в Гибралтар. 19 июня Бинг вернулся в Гибралтар, где уже находился прибывший туда 15 июня контр-адмирал Бродрик с 80-пушечным "Принс Джордж", 64-пушечные "Ипсвич", "Нассау", "Хэмптон Корт" и 50-пушечный "Исиз". Корабли начали исправлять повреждения, запасаться водой, предполагая вновь идти к Менорке, но 3 июля на 50-пушечном "Антелоуп" в Гибралтар прибыли вице-адмирал Хоук и контр-адмирал Сондерс, имевшие приказ сменить Бинга и Веста.

Что касается Галиссоньера, то он, отвернув и отказавшись от продолжения боя, отошёл ближе к Тулону. Пополнив из Тулона припасы и удостоверившись в уходе Бинга, он позже вернулся к Менорке.

Результатом сражения можно было бы считать ничью, но действия Бинга, отказавшегося от попытки освободить гарнизон и от дальнейшего преследования французского флота, привели к его жёсткой критике. По итогам боя в Англии состоялся суд над Джоном Бингом. Британское Адмиралтейство, возможно чтобы скрыть свои просчёты при подготовке к защите гарнизона Менорки обвинило Бинга в нарушении Военного кодекса, и осудило его военным трибуналом к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на линейном корабле "Монарх" в гавани города Портсмут 14.03.1757.

По этому поводу Вольтер в своей новелле "Кандид" писал: "В этой стране, мудро принято убивать время от времени одного адмирала, чтобы придать храбрость другим."

На главную страницу