Сражение у Фолклендских островов

Морское сражение у Фолклендских островов состоялось 8.12.1914 между английской и германской крейсерской эскадрой во время Первой мировой войны.

Незадолго до этого (1.11.1914) германская эскадра под командованием графа Максимилиана фон Шпее в сражении при Коронеле (у побережья Чили в Тихим океане) потопила два британских броненосных крейсера — "Гуд Хоуп" и "Монмут". Потери англичан составили 1654 моряка, включая контр-адмирала Кристофера Крэдока. Германская эскадра не понесла потерь, и это обстоятельство нанесло серьёзный урон престижу британского Королевского флота. Германские крейсера получили возможность перейти в южную Атлантику, создав угрозу как торговым перевозкам Британии в том районе, так и находящимся у побережья Южной Африки транспортам с войсками, перебрасывавшимися на европейский театр военных действий.

4 ноября, по согласованию с Первым лордом Адмиралтейства Уинстоном Чёрчиллем, в состав английской эскадры, командовать которой был назначен вице-адмирал Доветон Стэрди, были включены два линейных крейсера — "Инвинсибл" и "Инфлексибл". Крейсера получили приказ выдвигаться в Девенпорт. Они должны были следовать в южную Атлантику. Ещё один линейный крейсер — "Принцесс Ройал" — отправлялся в Карибское море, на случай прорыва эскадры Шпее через Панамский канал. 12 ноября "Принцесс Ройал" вышел из Кромарти в Галифакс.

Этот манёвр линейными крейсерами был достаточно рискованным, поскольку в Северном море в противовес четырём германским линейным крейсерам ("Фон-дер-Танн", "Мольтке", "Зейдлиц" и "Дерфлингер") оставались только три боеспособных британских линейных крейсера — "Лайон", "Куин Мэри" и "Нью Зиленд". На опасения командующего линейными крейсерами контр-адмирала Дэвида Битти Уинстон Черчилль ответил, что "Дерфлингер" ещё недостаточно боеспособен, но Битти имеет в своём распоряжении недавно вошедший в строй "Тайгер", а в скором времени ожидается ввод в строй быстроходного линейного корабля "Куин Элизабет".

Британское Адмиралтейство производило передислокацию и других кораблей. Союзная японская эскадра в составе броненосных крейсеров "Курама", "Цукуба" и "Икома", каждый с четырьмя 305-мм орудиями, шла из центральной части Тихого океана на восток, к Панамскому каналу. Британский линейный крейсер "Австралия" направлялся к мысу Горн. Броненосному крейсеру "Дифенс" приказано было отправляться к мысу Доброй Надежды на соединение с крейсерами "Минотавр", "Дартмут", "Веймут" и броненосцем "Альбион". В западноафриканских водах находились броненосец "Виндженс", броненосные крейсера "Уорриор", "Блэк Принс", "Донегал" и "Кумберленд" и крейсер "Хайфлаер". Карибское море охраняли броненосец "Глори" и броненосные крейсера "Бервик", "Ланкастер" и "Конде". Броненосец "Канопус" был отправлен на охрану базы на Фолклендских островах, а у побережья Бразилии у рифов Аброльс эскадру Стэрди ожидали броненосные крейсера "Дифенс" (ожидающий отправки в Южную Африку), "Карнарвон", "Корнуол", "Кент" и лёгкие крейсера "Глазго" и "Бристоль". Для перехвата германской эскадры, не считая французских и японских кораблей, Адмиралтейству пришлось привлечь почти 30 кораблей, из них 21 броненосный, не считая вспомогательных крейсеров, привлекавшихся для разведки.

3 ноября, через два дня после Коронеля, "Шарнхорст", "Гнейзенау" и "Нюрнберг" пришли в Вальпараисо. Международные законы запрещали нахождение в нейтральном порту более трёх кораблей любой из воюющих сторон, поэтому "Дрезден" и "Лейпциг" были отправлены на Мас-а-Фуэра. В Вальпараисо Шпее получил сведения о японских кораблях, отправляющихся в Южную Америку с целью отрезать германским кораблям путь к Панамскому каналу. Из Берлина пришло сообщение с советом прорываться домой. Простояв в Вальпараисо положенные по закону 24 часа, германские корабли вышли на Мас-а-Фуэра. Германские броненосные крейсера к этому времени израсходовали половину боезапаса, а лёгкие крейсера ещё больше, в результате чего на каждом оказалось по 445 выстрелов 210-мм калибра и по 1100 150-мм.

Только 15 ноября эскадра Шпее вышла из Мас-а-Фуэра. Вооружённый пароход "Принц Эйтель-Фридрих" был оставлен на Мас-а-Фуэра с заданием вести радиопередачи, чтобы создать впечатление, что германские корабли находятся в Тихом океане. Вместе с крейсерами шли три вспомогательных судна — транспорты "Баден" и "Санта-Изабелла" и госпитальное судно "Зейдлиц". 21 ноября германская эскадра прибыла в залив Сан-Квентин, где крейсера 5 дней пополняли запасы угля с транспортов, чтобы добраться до порта Санта Елена, на аргентинском побережье. После выхода из залива Сан-Квентин германские корабли попали в сильный шторм, поэтому мыс Горн прошли только в ночь на 1 декабря. "Дрезден" сообщил, что ему не хватит угля до Санта Елены. Был захвачен барк "Драммюир" с 2800 тоннами угля, и на стоянке у острова Пиктон до 6 декабря корабли вновь грузились углём.

По сообщениям германской разведки, на Фолклендских островах не было британских кораблей, поэтому "Гнейзенау" и "Нюрнберг" под прикрытием остальных кораблей должны были разрушить радиостанцию, склады с углём, а также — в качестве возмездия за взятие в плен и недостойное обращение с губернатором Самоа — захватить в плен губернатора острова. Операция была намечена на 8 декабря. Гавань Стэнли-Харбор состояла из двух якорных стоянок, внешней — Порт-Вильям и внутренней — Порт-Стэнли, соединённых узким каналом. "Гнейзенау" и "Нюрнберг" должны были выйти к мысу Пемброк, находящемуся на входе в Порт-Вильям, к 8:30. "Гнейзенау" должен был заняться пленением губернатора и разрушением сооружений в Порт-Вильяме, а "Нюрнберг" — в Порт-Стэнли. Оба крейсера должны были присоединиться к эскадре не позже 19:30.

"Инвинсибл" и "Инфлексибл" отбыли из Кромарти 5 ноября, 8 ноября и пришли в Девенпорт, откуда вышли 11 ноября в 16:45, несмотря на то, что "Инвинсибл" нуждался в срочном ремонте. Благодаря отдалённости военно-морской базы от людных районов и цензуре газет их вывод остался в тайне. 17 ноября линейные крейсера пополнили запас угля в Сент-Винсенте (на островах Зелёного мыса). 24 ноября была перехвачена немецкая радиограмма, из которой стало ясно, что эскадра Шпее находится в заливе Сан-Квентин на пути в южную Атлантику. Стэрди было приказано после соединения с эскадрой контр-адмирала Арчибальда Стоддарта идти на Фолклендские острова, поскольку Адмиралтейство считало, что есть высокая вероятность нападения германских крейсеров на базу на Фолклендских островах.

26 ноября у островов Аброльс (в 30 милях от берегов Бразилии) к эскадре Стэрди присоединились крейсера из состава эскадры Стоддарта — броненосные крейсера "Корнуол", "Кент", "Карнарвон", лёгкие крейсера "Бристоль" и "Глазго" и вспомогательный крейсер "Орама". Входивший в состав эскадры Стоддарта броненосный крейсер "Дифенс" был отправлен к мысу Доброй Надежды, перед отходом его радиостанция была передана на "Инвинсибл". С её помощью через корабль-ретранслятор "Виндиктив" поддерживалась связь Стэрди с Адмиралтейством. Эскадра пробыла в районе островов Аброльс до 28 октября.

Защита Фолклендских островов к тому времени обеспечивалась только устаревшим броненосцем "Канопус", находившимся в Порт-Стэнли. 28 ноября эскадра Стэрди отправилась в Порт-Стэнли. Более быстроходные угольщики были посланы на Фолклендские острова добираться самостоятельно, а остальные пошли на Фолклендские острова под сопровождением "Орамы". Стэрди намеревался вести бой на больших дистанциях, на которых 210-мм снаряды германских броненосных крейсеров не могли пробить борта его крейсеров. Поэтому линейные крейсера провели учебные стрельбы на дистанции 60 кабельтовых (более 11 км). 29 ноября во время учебных стрельб "Инвинсибл" намотал себе на винт буксировочный трос, и целый день был потерян для его высвобождения. Какое-то время эскадра отвлеклась на безрезультатные поиски германского вспомогательного крейсера "Кронпринц Вильгельм". Эти проволочки привели к тому, что эскадра Стэрди пришла на Фолклендские острова 7 декабря в 10:30, вместо запланированного Адмиралтейством 3 декабря.

Броненосец "Канопус" ещё 16 ноября был посажен на мель в Порт-Стэнли и превращён в своеобразную береговую батарею. Для пришедших британских кораблей на Фолклендских островах было только три угольщика. Первыми погрузку угля начали "Карнарвон", "Бристоль" и "Глазго". Затем должны были грузить уголь линейные крейсера, с расчётом 9 декабря выйти к мысу Горн на перехват эскадры Шпее. "Кент" и "Корнуол" должны были грузиться последними и потом самостоятельно догонять эскадру. По плану Стэрди "Инвинсибл" и "Инфлексибл" должны были заняться германскими броненосными крейсерами. Менее тихоходный "Карнарвон" должен был идти с линейными крейсерами, а остальные крейсера заняться лёгкими германскими крейсерами.

На "Бристоле", кроме погрузки угля, проводился срочный ремонт — переборка механизмов. Вся эскадра, исключая "Бристоль", должна была находиться в двухчасовой готовности для 12-узлового хода, один из кораблей назначался дежурным с получасовой готовностью развить 14-узловый ход. До 8 декабря дежурным был "Инфлексибл", затем его должен был сменить "Кент". Вспомогательный крейсер "Македония" оставался в дозоре, находясь в 10 милях от входа в гавань.

8 декабря в 6:00 "Карнарвон" и "Глазго" завершили погрузку, и начали погрузку линейные крейсера. "Корнуол" также начал разборку одной из машин. Он, "Кент" и "Македония" к погрузке угля ещё не приступали. В таком положении эскадру и застало в 7:50 сообщение с наблюдательного поста на горе Саппер-Хилл о том, что с юга подходят два военных корабля. Стэрди приказал прекратить погрузку и всем кораблям выходить в море.

Германские крейсера увидели Фолклендские острова в 2:30. День должен был быть ясным и солнечным, что для этих мест достаточно редкое явление. В 5:30 Шпее приказал сыграть боевую тревогу и увеличить ход до 18 узлов. Капитан "Гнейзенау" Меркер передал, что из-за навигационной ошибки он выйдет к мысу Пемброк только в 9:30, на час позже, чем планировалось.

В 8:30 Меркер заметил густой дым над гаванью и предположил, что это подожгли угольные склады. Около 9:00 немцы увидели в гавани мачты и трубы, стало понятно, что эскадра Стоддарта не ушла в Африку. Капитан-лейтенант Буше, находившийся на фор-марсе, передал на мостик "Гнейзенау", что видит треногие мачты. Меркер не поверил этому сообщению и передал Шпее, что в гавани находятся три броненосных крейсера, один лёгкий крейсер и два крупных корабля вроде броненосца "Канопус", продолжив движение к мысу Пемброк.

В 9:25 первый залп из 305-мм орудий по "Гнейзенау" дал "Канопус", вынудив германские корабли круто повернуть на восток. Увидев выходящий в море "Кент", Меркер попытался его отрезать от входа в гавань. Но тут "Гнейзенау" получил приказ Шпее уходить полным ходом на северо-восток. Германским транспортам было приказано отделиться и уходить на юго-восток, а затем к острову Пиктон.

Шпее решил не принимать бой и уходить, выстроив всю эскадру курсом на восток. К 11:00 корабли шли колонной в следующем порядке: "Гнейзенау", "Нюрнберг", "Шарнхорст", "Дрезден" и "Лейпциг". Тем временем британские корабли срочно разводили пары. "Глазго" снялся с якоря в 9:45, за ним через 15 минут последовали Стоддарт на "Карнарвоне" и линейные крейсера. В 10:00 немцы ясно увидели треногие мачты "Инвинсибла" и "Инфлексибла", двигающиеся к морю. Последним вышел "Корнуол". Стэрди дал сигнал общей погони. Изношенные механизмы германских броненосных крейсеров не позволяли им развить ход больше 18 узлов. Стэрди понимал, что он имеет преимущество в скорости в 4—5 узлов и догнать противника — дело времени. Хотя в 11:00 между противниками было 19 миль, уже через два часа орудия линейных крейсеров смогут открыть огонь, и до заката останется ещё 8 часов — время, достаточное для боя.

"Бристоль" смог сняться с якоря только в 11:00. Приблизительно в это время пришло сообщение о том, что у Порт-Плезант замечены германские транспорты. Существовала вероятность того, что с них может быть высажен десант, поэтому около 11:30 "Бристоль" получил приказ Стэрди вместе с "Македонией" уничтожить эти транспорты.

Тем временем британские корабли продолжали погоню за крейсерами Шпее. "Глазго" поддерживал соприкосновение с германскими крейсерами, находясь в трёх милях впереди и чуть левее "Инвинсибла". "Инфлексибл" следовал справа за кормой флагмана. Линейные крейсера сжигали в топках уголь и нефть, и за ними вился шлейф густого чёрного дыма. В 11:29 Стэрди приказал головным кораблям снизить скорость до 20 узлов, решив собрать растянувшуюся эскадру, снизить дымность и дать время командам пообедать. В 12:20 ход был снова увеличен и доведён до 25 узлов. "Карнарвон", не имевший возможности дать больше 18 узлов, "Кент" и "Корнуол", делавшие 22 узла, остались позади.

В 12:47 Стэрди поднял сигнал "открыть огонь и начать бой". Первым в 12:57 открыл огонь "Инфлексибл", дав залп с дистанции 80 кабельтов (около 15 км) по концевому "Лейпцигу". В 12:58 по "Лейпцигу" открыл огонь и "Инвинсибл". Все залпы легли недолётами. Противники двигались на юго-восток параллельными курсами, германская эскадра чуть правее британской. Линейные крейсера могли задействовать только две башни. Британская эскадра находилась в неудачном наветренном положении, густой дым из труб закрывал цели, и наблюдение за всплесками снарядов было очень затруднено. Пристрелка велась полузалпами — по два снаряда — и была очень медленной из-за дальности и условий наблюдения, поэтому линейным крейсерам понадобилось 20 минут, чтобы пристреляться.

Линейные крейсера выпустили по германскому лёгкому крейсеру 20 снарядов. "Лейпциг" начали накрывать всплески близких разрывов. Шпее, поняв, что уклониться от боя не получится, решил дать возможность лёгким крейсерам уйти и отдал приказ "рассыпаться". "Гнейзенау" и "Шарнхорст" повернули на 6 румбов (около 68°), перестроившись курсом на северо-восток. "Нюрнберг", "Дрезден" и "Лейпциг" стали уходить на юг. Стэрди в своих инструкциях это предусматривал, поэтому без сигнала "Глазго", "Кент" и "Корнуол" отвернули вслед за германскими лёгкими крейсерами. А "Карнарвон" вслед за "Инвинсиблом" и "Инфлексиблом" продолжил погоню за броненосными крейсерами Шпее. Сражение распалось на отдельные части.

Схема сражения у Фолклендских островов.

Бой главных сил

Некоторое время после 13:20 "Инвинсибл" вёл стрельбу по идущему головным "Гнейзенау", а "Инфлексибл" — по флагману Шпее. Во время поворота "Гнейзенау" уменьшил ход, пропуская вперёд "Шарнхорст". Вслед за броненосными крейсерами Шпее на 7 румбов повернули и британские линейные крейсера. После перестроения Шпее "Инвинсибл" вёл огонь по "Шарнхорсту", а "Инфлексибл" по "Гнейзенау". Германские корабли открыли ответный огонь в 13:25.

Предельная дальность стрельбы британских 305-мм орудий была 82,5—85 кабельтовых, дистанция действительного огня — 60—70 кабельтовых. 210-мм башенные германские орудия имели максимальную дальность 82,5 кабельтовых, а два казематных — 67,5 каб. 150-мм орудия имели максимальную дальность стрельбы 75 кабельтовых. Германские 210-мм бронебойные снаряды могли пробить броню линейных крейсеров на дистанции только до 70 кабельтовых. Германские корабли поражались 305-мм снарядами на любых дистанциях.

Расстояние между противниками в это время было около 70 кабельтовых, и немецкие снаряды ложились с недолётом. Британские корабли в этот момент могли вести огонь из трёх башен. Дистанция сокращалась, так как Шпее повернул на 4 румба (45°) внутрь. После того, как дистанция уменьшилась до 65 кабельтовых, германские корабли легли на параллельный курс. Несмотря на громадную разницу в весе бортового залпа, бой не обещал быть лёгким. В 13:44 "Инвинсибл" получил первое попадание. Стэрди повернул на два румба влево, чтобы увеличить дистанцию и не дать никаких шансов противнику. Дистанция начала увеличиваться, и к 14:00, когда она достигла 80 кабельтовых, бой временно прекратился.

Стрельба на предельной дистанции была малоэффективной, особенно у "Инфлексибла", которому сильно мешал дым из труб "Инвинсибла". Выпустив за полчаса боя 210 снарядов, британские крейсера добились по два попадания в "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Разрушительная сила 305-мм снарядов оказалась не настолько велика, как ожидалось, и германские крейсера практически не пострадали. Одно из орудий башни "A" "Инвинсибла" перестало стрелять из-за неисправности затвора.

Чтобы возобновить бой, в 14:05 корабли Стэрди довернули вправо на 4 румба (45°), затем ещё на 4 румба. Но в это время германские корабли скрылись в дыму, а когда дым развеялся, оказалось, что Шпее повернул и идёт курсом на юг, увеличив дистанцию до 85 кабельтовых. Стэрди увеличил ход и довернул на противника. В 14:45, когда дистанция сократилась до 75 кабельтовых, британские корабли легли на параллельный курс и снова открыли огонь. Шпее сначала шёл тем же курсом, но потом через 5 минут довернул на 9 румбов в сторону британцев, очевидно желая уменьшить дистанцию, чтобы ввести в действие среднюю артиллерию. В 14:59 дистанция сократилась до 62,5 кабельтовых, и германские крейсера открыли огонь из 150-мм орудий. Стэрди маневрировал, чтобы удерживать дистанцию не менее 60 кабельтовых. Бой достиг максимального напряжения. "Инвинсибл" и "Инфлексибл" перешли на беглый огонь, при этом "Инвинсибл" вёл огонь из всех орудий — противоположная башня вела огонь через палубу.

Начала сказываться разница в мощности бортового залпа. К 15:10 "Гнейзенау" в результате повреждений ниже ватерлинии получил крен, а "Шарнхорст" в нескольких местах горел и потерял заднюю дымовую трубу. В 15:15, когда всё заволокло дымом, Стэрди вынужден был развернуться на обратный курс, описав циркуляцию. "Инфлексибл" на какое-то время стал головным, ему больше не мешал дым, и его стрельба стала более эффективной.

Стрельба немцев была меткой, но их попадания практически никак не снижали боевую мощь британских линейных крейсеров. Между тем сами "Шарнхорст" и "Гнейзенау" сильно страдали от огня 305-мм орудий. Тяжёлые снаряды пробивали палубы казематов и вызывали большие разрушения нижних отсеков. У "Гнейзенау" тяжело пострадали казематы 150-мм орудий, было затоплено котельное отделение № 1, началась течь в котельном отделении № 3, в результате чего ход упал до 16 узлов. На носу и корме начались пожары.

Положение "Шарнхорста" было ещё более тяжёлым. Он осел на 1 метр, потерял третью дымовую трубу, в нескольких местах пылали пожары, а его огонь заметно ослабел. Многие из казематных орудий правого борта на броненосных крейсерах были повреждены, и в 15:30 германские корабли развернулись на 10 румбов, став к противнику левым бортом, возобновив стрельбу из 150-мм орудий. Но ситуацию это не поменяло.

К 16:00 стало понятно, что "Шарнхорст" погибает. Он заметно сбросил ход, его корма была в огне, из дымовых труб уцелела только одна, однако он продолжал вести огонь. Приблизительно в это время к стрельбе по "Шарнхорсту" присоединился "Карнарвон", но это было ненадолго. В 16:04 "Шарнхорст" резко прекратил огонь и с поднятым флагом начал крениться. Его крен увеличивался, он лёг на борт и в 16:17 затонул. Так как "Гнейзенау" ещё продолжал бой, британские корабли не задержались, чтобы поднять из воды тонущих людей. Температура воды была 6—7°, и из экипажа "Шарнхорста" никто не выжил.

Идущий головным "Инфлексибл" попытался, ведя огонь на контркурсах по "Гнейзенау", пройти за его кормой, чтобы выйти в подветренное положение. Но этот манёвр не был поддержан флагманом, продолжившим идти прежним курсом. Британские корабли выстроились в кильватерную колонну — в сомкнутом строю первым шёл "Инвинсибл", за ним "Инфлексибл" и "Карнарвон". Британские корабли сближались с "Гнейзенау", но им сильно мешал дым, и Стэрди пришлось повернуть на запад, идя при этом расходящимися курсами с кораблями Шпее. Особенно плохие условия видимости были у "Инфлексибла", который без приказа Стэрди около 17:00 развернулся на 14 румбов влево и вышел из строя, ведя огонь под корму "Гнейзенау". Какое-то время он так и продолжал бой, разворачиваясь к противнику то правым, то левым бортом, затем всё же вернулся в кильватер "Инвинсибла".

Всё это время "Гнейзенау" вёл огонь по "Инвинсиблу". Несмотря на то, что пошёл дождь и видимость ухудшилась, его участь была предрешена. В носу и корме "Гнейзенау" бушевали пожары, его ход уменьшился до 8 узлов, а стрельба орудий постепенно стихала. В 17:15 было зафиксировано последнее попадание в броневой пояс "Инвинсибла". К 17:30 германский крейсер расстрелял все 210-мм снаряды, развернулся в сторону "Инвинсибла" и остановился.

Британские корабли пошли на сближение. "Гнейзенау" накренился, но не спускал флаг. Периодически открывая огонь, он в ответ получал залпы с британских кораблей. В 17:50 британские корабли прекратили огонь. "Гнейзенау" медленно лёг на борт и перевернулся, затонув около 18:00. В воде оказалось около 270—300 человек, британские корабли подошли к месту гибели германского корабля и спустили шлюпки, чтобы спасти находящихся в воде людей. Вода была очень холодной, и из-за переохлаждения и разрыва сердца умирали даже поднятые из воды люди. Всего из воды было поднято около 200 человек, но многие из них умерли и были с почестями похоронены на следующий день. Спасение пострадавших продолжалось до 19:30, после чего Стэрди по радио запросил местоположение остальных крейсеров, но отозвался только "Глазго".

Бой лёгких сил

В 13:25, когда немецкие крейсера стали уходить на юго-восток, расстояние между ними и преследователями было 10—12 миль. Максимальная скорость "Дрездена" была 24 узла, "Нюрнберга" — 23,5 и "Лейпцига" — 22,4. Но машины немецких крейсеров были изношены, и их реальная скорость была меньше. Немецкие корабли шли в строю пеленга. В центре "Нюрнберг", слева далеко впереди "Дрезден", правым шёл "Лейпциг".

Самым быстроходным из британских кораблей был "Глазго", выдавший на испытаниях более 25 узлов. Максимальная скорость "Кента" и однотипного с ним "Корнуола" была около 23 узлов. При этом "Кент" считался самым тихоходным среди кораблей своего типа. Британские броненосные крейсера были гораздо лучше вооружены и бронированы, чем германские бронепалубные крейсера. "Глазго" номинально считался сильнее любого из немецких крейсеров.

Первым среди британских крейсеров шёл "Глазго". За ним "Корнуол", и замыкающим "Кент". По предложению капитана "Корнуола" Эллертона британские корабли должны были разделить цели — он брал на себя "Лейпциг", "Кент" шёл за "Нюрнбергом", "Глазго" должен был заняться погоней за "Дрезденом". Но капитан "Глазго" Люс, бывший самым старшим среди британских капитанов по званию, решил поступить иначе. "Глазго" оставил уходящий "Дрезден" и стал преследовать "Лейпциг".

В 14:53, находясь в 4 милях впереди от своих броненосных крейсеров и в 60 кабельтовых от "Лейпцига", "Глазго" открыл огонь из носового 152-мм орудия. "Лейпциг" вступил в бой и повернул вправо, открыв огонь. Оказалось, что в отличие от 105-мм германских орудий эта дистанция больше дальности стрельбы британских 102-мм орудий, поэтому британский крейсер мог задействовать только одно носовое 152-мм орудие. "Глазго" также повернул вправо, увеличивая дистанцию. Бой временно прекратился, и погоня продолжилась. Несколько раз совершая подобный манёвр, "Глазго" добился того, что "Лейпциг" настигли броненосные крейсера.

К 16:00 "Глазго" подошёл к "Лейпцигу" на дистанцию 45 кабельтовых, чтобы ввести в дело 102-мм артиллерию. В 16:15 открыли огонь британские броненосные крейсера, однако их дальности стрельбы пока не хватало. "Кент" и "Корнуол" разделили цели. "Кент" ушёл за отклонившимся влево "Нюрнбергом", а "Корнуол" поспешил на помощь "Глазго". Оставленный без внимания "Дрезден" ушёл вправо и вскоре скрылся из виду. "Лейпциг" в начале боя стрелял по "Глазго". Вскоре "Глазго" склонился вправо, пересёк кильватерную струю "Лейпцига" и присоединился к "Корнуолу", стреляя по германскому крейсеру левым бортом. "Лейпциг" перенёс огонь на "Корнуол". Бой вёлся на дистанциях 35—50 кабельтовых. Капитан "Корнуола" маневрировал, идя по отношению к "Лейпцигу" то сходящимися, то расходящимися курсами, чтобы задействовать бортовые орудия.

"Лейпциг" сильно страдал от перекрёстного огня британских крейсеров. К 18:00 начался дождь, и "Корнуол", чтобы ускорить дело, пошёл на сближение и перешёл на лиддитные снаряды. "Лейпциг" загорелся, но продолжал вести бой. К 19:30 на нём кончились снаряды, и он прекратил огонь. В 19:50—19:55 он выпустил по подошедшим британским крейсерам три торпеды, но те даже не заметили этого.

Британские крейсера, временно прекратившие огонь, в 19:50 возобновили его, так как "Лейпциг" так и не спустил флаг. К этому времени по приказу командира германского крейсера были открыты кингстоны, и экипаж собрался на палубе, приготовившись покинуть корабль. Огонь британских кораблей вызвал большие жертвы среди неприкрытого бронёй экипажа.

В 20:30 британские корабли прекратили огонь и в 20:45 спустили шлюпки, чтобы снять экипаж "Лейпцига". Германский крейсер медленно лёг на левый борт, перевернулся и в 21:23 пошёл ко дну. Вода была ледяной, и из неё удалось выловить лишь немногих из спасавшихся немецких моряков. Когда "Глазго" поднимал последнюю шлюпку, его достиг сигнал Стэрди. После многочисленных смен курса "Глазго" не смог доложить о своих координатах, также как и ничего не смог сказать о судьбе "Кента" и "Нюрнберга".

В процессе погони за "Нюрнбергом" "Кент" выжимал из своих машин всё, что мог. Достигнув по показаниям приборов мощности на 5000 л. с. — больше, чем на испытаниях, — он должен был идти на скорости 24—25 узлов. Чтобы держать давление пара, к работе в котельных отделениях были привлечены дополнительные люди, и пришлось сжечь в топках даже содранное дерево. В 17:00 "Кент" открыл огонь по "Нюрнбергу", но его залпы ложились недолётами.

В 17:35 положение кардинально изменилось. Из-за износа у "Нюрнберга" вышли из строя два котла, и его ход упал до 19 узлов. Дистанция начала быстро сокращаться, и разгорелся жаркий бой. В отличие от "Корнуола" "Кент" пошёл на сближение с немецким крейсером, и дистанция быстро сократилась до 30 кабельтовых. Когда она сократилась до 15 кабельтовых, "Нюрнберг" попытался её увеличить, но к этому времени он уже практически потерял ход, и "Кент" обогнал его, пройдя перед его носом, накрыв "Нюрнберг" продольным залпом с дистанции 17,5 кабельтовых. К 18:25 "Нюрнберг" окончательно потерял ход. Так как флаг не был спущен, "Кент" открыл огонь с дистанции 15 кабельтовых.

К 19:00 флаг был спущен, и "Кент" прекратил огонь, спустив две уцелевших шлюпки. "Нюрнберг" в 19:30 лёг на правый борт, перевернулся и затонул. Поиски утопающих продолжалось до 21:00, но спасти удалось не всех. Во время боя на "Кенте" была повреждена радиорубка, поэтому он не смог доложить о результатах боя по радио. Стэрди узнал о судьбе "Кента" только на следующий день, когда он в 15:30 бросил якорь в Порт-Стэнли.

Судьба вспомогательных германских судов была решена ещё раньше. "Бристоль" и "Македония", пройдя Порт-Плезант и не обнаружив там транспорты, пошли дальше. После 14:00 они обнаружили стоящие на якоре "Баден" и "Санта Изабеллу". "Зейдлиц", державшийся ближе к своей эскадре, смог уйти в юго-западном направлении. "Бристоль" нагнал "Баден" и "Санта Изабеллу" и выстрелами принудил их остановиться. Исполнив последний приказ Стэрди, "Бристоль" снял их экипажи и затопил суда. Как оказалось позже, это было ошибкой, так как приказ им был истолкован слишком формально, а первоначальные инструкции Стэрди предусматривали доставку транспортов в Порт-Стэнли.

Лишь крейсеру "Дрезден" и госпитальному судну удалось скрыться. Со стратегической точки зрения этот бой был несомненным успехом британцев. Накал крейсерской войны на море резко снизился. Была уничтожена единственная сильная германская эскадра на британских коммуникациях. Из боевых кораблей германского флота в качестве рейдера остался действовать только один крейсер — ускользнувший от британцев "Дрезден". Для его поимки уже не нужно было большое количество сильных броненосных кораблей. 14.03.1915 он был обнаружен и потоплен "Глазго" и "Кентом" в битве на Мас-а-Тиерра в Кумберлендском заливе.

С тактической точки зрения бой главных сил не представлял большого интереса, так как произошёл между неравноценными по классу кораблями. Преимущество британских линейных крейсеров над броненосными германскими в скорости, весе залпа и бронировании было настолько подавляющим, что современники назвали его "боем между гигантами и карликами". Эта победа стала одной из немногих решительных побед британского флота в Первой мировой войне. Успех боя во многом стал возможен благодаря Чёрчиллю и Фишеру, сумевшим грамотно распределить ресурсы и обеспечившим переброску линейных крейсеров на отдалённый театр боевых действий.

На главную страницу