Сражение при Коронеле

Морское сражение при Коронеле состоялось 1.11.1914 между британскими и германскими крейсерами во время Первой мировой войны.

В октябре 1914 года Германская Восточно-Азиатская крейсерская эскадра под командованием вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее перебазировалась в южную часть Тихого океана. Корабли Шпее, вытесняемые из центральной части Тихого океана британскими и японскими силами, 12 октября пришли к острову Пасхи. Эскадра Шпее состояла из броненосных крейсеров "Шарнхорст" и "Гнейзенау", лёгкого крейсера "Нюрнберг" и четырёх угольщиков. Позднее к ним присоединились действовавшие у западных берегов Южной Америки лёгкие крейсера "Дрезден" и "Лейпциг" с тремя угольщиками. 18 октября эскадра вышла к западным берегам Южной Америки — к Мас-а-Фуэра.

Эскадра Шпее могла сорвать поставку в Великобританию чилийской селитры, использовавшейся для производства взрывчатых веществ. В этой части света британский флот не располагал сильными соединениями кораблей. Фактически, кроме старого крейсера "Рейнбоу", находившегося в Канаде, и двух слабых шлюпов "Алджерин" и "Шируотер", других британских кораблей у западного побережья Америки не было. Британское Адмиралтейство, обеспокоенное появлением германских рейдеров в этих водах, начало стягивать туда силы. Британия не располагала в этом районе ни сетью угольных станций, ни радиостанциями, что привело к трудностям с заправкой кораблей и необходимости вести с собой пароходы с углём — угольщики. Отсутствие радиостанций приводило к необходимости пользоваться телеграфом в портах и большой задержке в отправке и получении сообщений.

Ещё 14 сентября контр-адмирал Кристофер Крэдок, командующий британскими кораблями у восточного побережья Южной Америки, получил приказ сосредоточить достаточные силы для встречи броненосных крейсеров Шпее. Крэдок решил собирать их в Порт-Стэнли на Фолклендских островах. В его распоряжении оказались броненосные крейсера "Гуд Хоуп" и "Монмут", лёгкий крейсер "Глазго", вспомогательный крейсер "Отранто" и старый броненосец "Канопус".

На броненосных крейсерах Крэдока служили команды, набранные из числа резервистов, отсутствовали современные приборы управления артиллерийской стрельбой, а учебные стрельбы давно не проводились. Всё это говорило об их невысокой боеготовности. Кроме того, 152-мм орудия "Монмута" были слишком слабым вооружением для броненосного крейсера, а вспомогательный крейсер "Отранто", переделанный из реквизированного коммерческого пассажирского лайнера, не представлял практически никакой боевой ценности, так как мог развить лишь 17 узлов, а его бортовой залп состоял всего из трёх 120-мм орудий. Броненосец "Канопус" был вооружён и бронирован гораздо лучше, чем германские корабли, но мог развить слишком малую скорость.

Первоначально штаб Адмиралтейства попытался усилить эскадру Крэдока, отправив в район новый броненосный крейсер "Дифенс" с хорошо обученной командой. Но 14 октября "Дифенс" получил приказ прибыть не на Фолклендские острова, а в Монтевидео, где началось формирование второй эскадры под командованием контр-адмирала Арчибальда Стоддарта. При этом штаб одобрил идею Крэдока о сборе сил на Фолклендских островах. Общий тон распоряжений штаба Крэдок расценил как приказ идти навстречу Шпее. "Монмут", "Глазго" и "Отранто" ушли к побережью Чили первыми, а "Гуд Хоуп" с "Канопусом", из-за ремонта броненосца, задержались в Порт-Стэнли до 22 октября.

Понимая, что для перехвата Шпее его эскадра должна иметь достаточную скорость, Крэдок решил, что "Канопус" будет обузой. Оставив устаревший броненосец с угольщиками, он на "Гуд Хоуп" пошёл на соединение с британскими крейсерами, уже находившимися у берегов Чили. 26 октября Крэдок передал сообщение в Адмиралтейство, из которого явствовало его решение о разделении сил, и вызвал к себе "Дифенс". Штаб отменил распоряжение Крэдока об отзыве "Дифенса" из Монтевидео. Об этом Крэдок сведений не получил, штаб же, по всей видимости, продолжал считать, что эскадра Крэдока включает в себя "Канопус".

Крэдок пошёл со своими крейсерами на юг вдоль побережья Чили, оставив "Канопус" далеко позади. По некоторым сведениям, он понимал, что, подчиняясь приказам штаба, подвергает свои корабли опасности. Но, будучи храбрым человеком и восприняв одну из телеграмм штаба как осуждение, считал недостойным для себя уклониться от боя. Утром 1 ноября Шпее получил донесение о том, что "Глазго" находится в районе Коронеля, и вышел туда со всеми своими кораблями, чтобы отрезать британский крейсер от эскадры Крэдока.

План действий в ходе возможного сражения Шпее довёл до командиров своих кораблей ещё на совещании 18 октября. В случае сильного волнения броненосные крейсера должны были вести бой на дистанциях 38—42 кабельтовых, а при хорошей погоде на ещё большей дистанции. Лёгким крейсерам отводилась вспомогательная роль. "Глазго" и "Отранто" не получили никаких распоряжений относительно того, как им действовать, и вообще нет никаких сведений о подготовке Крэдоком плана действий, подобного германскому.

1 ноября в 14:00 по британскому времени эскадра Крэдока встретилась с "Глазго". Капитан "Глазго" Джон Люс передал Крэдоку сведения о том, что в этом районе находится одиночный германский крейсер "Лейпциг". Поэтому Крэдок пошёл на северо-запад в надежде перехватить рейдер. Британские корабли шли в строю пеленга — с северо-востока на юго-запад соответственно "Глазго", "Отранто", "Монмут" и "Гуд Хоуп". В море дул холодный юго-восточный ветер силой 6 баллов и было сильное волнение. На востоке виднелись снежные вершины Анд. "Канопус" находился в 300 милях южнее.

Тем временем германская эскадра также подходила к Коронелю. "Нюрнберг" находился далеко на северо-востоке, а "Дрезден" отстал от броненосных крейсеров на 12 миль. В 16:30 "Лейпциг" заметил справа по борту дымы и повернул им навстречу, обнаружив "Глазго". Встреча двух эскадр оказалась неожиданностью для обоих адмиралов, рассчитывавших встретить одиночный крейсер противника.

Британская эскадра начала перестроение, расположившись к 17:47 в строю кильватера за "Гуд Хоуп" и развернувшись на юг. Обе эскадры шли параллельными сближающимися курсами на юг. Британская эскадра шла со скоростью порядка 17 узлов, максимальной для "Отранто". Германская эскадра шла чуть быстрее, но не начинала сближение, выбирая время, положение относительно ветра и дистанцию боя. Шпее ожидал захода солнца, так как до заката его корабли хорошо освещались солнцем, а условия наблюдения за британскими кораблями были тяжёлыми. После захода солнца условия менялись, и британские корабли должны были вырисоваться на фоне ещё светлого горизонта, а на фоне берега германские корабли были бы практически не видны. Текущее положение относительно ветра устраивало Шпее, так как дым от его кораблей мешал британским комендорам, а стекла прицельных труб заливало брызгами. На руку немцам играло также то, что британцы не могли задействовать часть своей артиллерии, расположенную в нижних казематах слишком близко к воде, так как её заливало волнами.

К 19:00 эскадры сошлись на дистанцию боя, и в 19:03 германская эскадра открыла огонь с дистанции 55 каб. Немцы "разделили цели слева", то есть идущий головным "Шарнхорст" стрелял по флагманскому "Гуд Хоуп", а "Гнейзенау" — по "Монмуту". "Лейпциг" и "Дрезден" сильно отстали, а "Нюрнберг" был за пределами видимости. Правда, от лёгких крейсеров всё равно было бы мало пользы, потому что их сильно качало и они не могли вести эффективный огонь. Германские броненосные крейсера имели возможность вести огонь всем бортом — из шести 210-мм и трёх 150-мм орудий. Британские крейсера не могли задействовать расположенные на главной палубе в заливаемых казематах орудия — четыре 152-мм орудия на "Гуд Хоуп" и три 152-мм на "Монмуте".

С третьего залпа "Шарнхорст" добился накрытия "Гуд Хоуп". С этого момента он давал залпы каждые 15 секунд — из трёх 210-мм и всех трёх 150-мм орудий борта. "Гуд Хоуп" открыл ответный огонь в 19:07, стреляя очень медленно — один залп каждые 50 секунд. По предположению немецких офицеров, приборы управления артиллерийской стрельбой на "Гуд Хоуп" были выведены из строя ещё до того, как он сделал первый залп. Одним из первых попаданий на "Гуд Хоуп" была выведена из строя носовая башня с 234-мм орудием, и над ней поднялся огромный столб пламени от взорвавшегося кордита.

В начале боя "Монмут" вёл довольно частый огонь из 152-мм орудий по "Гнейзенау", хотя снаряды не долетали до германского крейсера из-за слишком большой дальности. Поначалу "Гнейзенау" вёл огонь бронебойными снарядами, затем 150-мм орудия перешли на фугасные. Один из первых попавших в "Монмут" снарядов угодил в крышу носовой 152-мм башни. Из башни вырвался столб пламени, и она не стреляла до конца боя.

"Глазго" в 19:10 открыл огонь по "Лейпцигу", но он был неэффективным из-за сильного волнения. Ответный огонь по "Глазго" вели сначала "Лейпциг", а потом и "Дрезден". "Отранто" (боевая ценность которого была ничтожной, а большие размеры делали его уязвимой целью) в самом начале боя без приказа вышел из строя на запад и скрылся. Фактически исход боя был предрешён в первые 10 минут. Поражаемые каждые 15 секунд германскими снарядами "Гуд Хоуп" и "Монмут" уже не могли эффективно вести ответный огонь по практически невидимым германским кораблям, превратившись в мишени.

Около 19:40 Шпее сбавил ход до 12 узлов и уменьшил дистанцию до 51 каб. С начала боя "Шарнхорст" вёл огонь фугасными снарядами из всех орудий, теперь 210-мм орудия перешли на бронебойные. В 19:50 расстояние между "Гуд Хоуп" и "Шарнхорстом" сократилось до 40 каб. В британский крейсер между второй и третьей дымовыми трубами попал 210-мм снаряд. Над кораблём поднялся столб огня выше мачт и шириной порядка 20—30 м. "Гуд Хоуп" все ещё держался на плаву, и "Шарнхорст" продолжил движение, сделав несколько залпов с расстояния в 25 кабельтовых. В 19:56 флагман Крэдока скрылся в темноте, а зарево пожаров исчезло. Шпее отвернул в сторону, опасаясь торпедной атаки, хотя в действительности "Гуд Хоуп" пошёл ко дну, унося с собой адмирала Крэдока и более 900 человек экипажа.

"Монмут" очень быстро охватили пожары, хотя перед боем всё, что могло загореться, было выброшено за борт. В 19:40 он вывалился из строя вправо, с громадным пожаром на полубаке. Около 19:50 он прекратил огонь и исчез в темноте, а "Гнейзенау" перевёл свой огонь на "Гуд Хоуп".

"Глазго" к этому моменту получил шесть попаданий, только одно из них причинило сильные повреждения, остальные пришлись в ватерлинию в угольные ямы. Когда "Гуд Хоуп" исчез из виду, капитан "Глазго" Люс решил в 20:00 выйти из боя и ушёл на запад. По пути ему встретился агонизирующий "Монмут", который сигнализировал, что будет идти кормой вперёд из-за течи в носу. Люс благоразумно решил не останавливаться и предоставить "Монмут" своей судьбе.

Около 21:00 накренившийся на левый борт "Монмут" был случайно найден отставшим от германской эскадры "Нюрнбергом". Германский крейсер приблизился с левого борта и после предложения сдаться открыл огонь, сокращая дистанцию до 33 кабельтовых. "Нюрнберг" прерывал огонь, давая "Монмуту" время спустить флаг и сдаться, но британский крейсер продолжал бой. Торпеда, выпущенная "Нюрнбергом", прошла мимо, и "Монмут" попытался развернуться, чтобы задействовать орудия правого борта. Но германские снаряды разворотили ему борт, и в 21:28 "Монмут" перевернулся и пошёл ко дну. Считая, что бой продолжается, немцы ушли дальше, не предприняв никаких мер по спасению британского экипажа. Все британские моряки с затонувших кораблей погибли в ледяной воде.

В результате кратковременного сражения германские крейсера, имевшие преимущество в скорости и артиллерийском вооружении практически без потерь потопили устаревшие броненосные крейсера "Гуд Хоуп" и "Монмут", вместе с которыми на дно ушли 1654 британских моряка, включая адмирала Крэдока. Только "Глазго" и "Отранто" удалось уйти. Это поражение нанесло существенный урон престижу британского флота.

На главную страницу