Битва при Хаттине

Битва при Хаттине состоялась 4.07.1187 между крестоносцами во главе с королём Иерусалима Ги де Лузиньяном и египетским султаном Юсуфом ибн Айюб по прозвищу Салах ад-Дин (Саладин).

Ещё при жизни Иерусалимского короля Балдуина IV, в связи с тем, что он был смертельно болен проказой, наследником престола стал его 7-летний племянник Балдуин V, а регентом — граф Раймунд Трипольский. Граф Трипольский, используя свою власть, заключил с Саладином перемирие на четыре года. Через год юный король неожиданно умер, и наследника престола пришлось выбирать среди двух сестёр Балдуина IV: Сибиллы и Изабеллы. Решение этого вопроса должны были принять: Папа Римский, монархи Священной Римской империи, Англии и Франции. Но иерусалимские бароны не стали ждать ответа из Европы. Они разделились на две противоборствующие партии: одни были за то, чтобы короновали Сибиллу и её мужа Ги де Лузиньяна; в неё входили Великий магистр ордена тамплиеров Жерар де Ридфор, патриарх иерусалимский и другие. Вторые была за то, чтобы короновали Изабеллу и её мужа Онфруа IV; в неё входили Балиан д’Ибелин, граф Раймунд Трипольский. В итоге 20.07.1186 в Иерусалиме, короновали Сибиллу и Ги де Лузиньяна.

В 1187 в Акре на совете баронов Святой Земли обсуждался новый крестовый поход. Во время этого собрания поступило донесение о том, что египетский султан Саладин осадил город Тиверию, оплот графа Раймонда. Из-за стен осаждённой крепости прибыл гонец от графини Эшивы Триполитанской, чьё послание взывало о помощи. Осада Тиверии была лишь уловкой Саладина с целью выманить франков и подбить их на поспешную, плохо обдуманную спасательную операцию. Наверное, именно поэтому гонец без помех домчался до короля Ги де Лузиньяна и совета баронов. На следующую ночь, под нажимом гроссмейстера ордена тамплиеров Жерара де Ридфора, король принял решение пойти на помощь городу.

Ги де Лузиньян со своим войском выступил против мусульман утром в пятницу 3.07.1187, продвигаясь от Сеффурийских источников к Тивериадскому озеру. Расстояние было небольшим — двадцать километров, но караван 50-тыс. армии (по другим данным, в армии было чуть более 20 тыс. человек) растянулся на несколько миль. Знойный и засушливый июль Палестины делал своё дело, и войска крестоносцев, с трудом продвигаясь по выжженной местности под палящим солнцем, не успели дойти до воды к закату. Поворачивать назад, к источникам, было слишком поздно и по совету графа Раймунда Триполийского они остановились на отдых в местности, называемой Рога Хаттина.

Едва они разбили походные шатры, как Саладин приказал своим войскам поджечь сухой кустарник, растущий в изобилии на склонах гор. Едкий дым застилал небо, затрудняя дыхание, и страдания войск короля, измученных долгим переходом и солнечным зноем, усугубились жаром пламени, горевшим вокруг лагеря. В довершение этого султан скомандовал разместить возле лагеря кувшины, заполненные водой из Тивериадского озера, опустошая их на глазах измученных жаждой крестоносцев, а затем обстрелять лагерь из луков и арбалетов.

На военном совете, собранном королём, было принято решение немедленно атаковать войска Саладина, и брат Ги де Лузиньяна, Амори, стал организовывать эскадроны для нападения. Раймунд Триполийский возглавлял дополнительные войска, и по прибытии к лагерю стал со своим отрядом в авангарде. Согласно бывшей в те времена традиции граф Триполийский, как сеньор Тивериадских земель, на которых происходила битва, принял на себя командование войсками, возглавляя первую дивизию. Балиан д’Ибелин и Жослен Эдесский со своими рыцарями прикрывали тылы, создав арьергард.

Однако, как только дивизии были выведены на позиции и построены в боевом порядке, шесть рыцарей из войска графа Триполийского по имени Балдуин де Фортью, Раймонд Бак, и Лаодиций де Тибериас с тремя своим товарищами, сбежали к Саладину и, внезапно перейдя к сарацинам, донесли им обо всех особенностях текущего положения, намерениях и ресурсах христиан, призывая султана напасть на крестоносцев быстро и неожиданно первым, дабы получить победу. Услышав эти слова Саладин приказал своим войскам выстроиться в боевой порядок и двинуться вперед на рыцарей.

Пехота королевского войска, увидев наступление сарацин, поднялась на вершину горы, и отказалась сражаться, несмотря на команду короля, мольбы епископов и требования баронов. Раймунд Триполийский со своей дивизией выступил навстречу эскадрону мусульман но те, разделившись создали сквозной проход, позволивший отряду рыцарей углубиться, а затем сомкнули свои ряды, окружив крестоносцев плотным кольцом. Спастись удалось всего десяти-двенадцати рыцарям, в т.ч. самому графу Триполийскому и его четверым пасынкам. Из окружения вырвались также Балиан д’Ибелин и Жослен Эдесский (по другим данным в битве не участвовал, находился в Акре).

В субботу 4.07.1187 в битву вступили основные силы христиан. В битве, длившейся семь часов, погибло около 17 тыс. человек, а король Ги де Лузиньян, его брат Амори (коннетабль королевства), магистр тамплиеров Жерар де Ридфор, Рено де Шатильон, Онфруа Торонский и многие другие попали в плен. В этой битве также была потеряна ожна из главных христианских реликвий — Святой Животворящий Крест Господень.

Поражение при Хаттине обескровило ордена тамплиеров и госпитальеров, которые были главными силами, сдерживающими продвижение сарацинов под предводительством Саладина. Балиан д’Ибелин, которому удалось избежать плена, быстро возвратился в Иерусалим и собрал войска для его обороны. В сентябре 1187 Саладин подступил к Иерусалиму. Горожане думали сопротивляться, поэтому отвечали уклончиво на предложение Саладина сдать город под условием дарования осаждённым свободы. Но когда началась тесная осада города, христиане, перед лицом превосходящей их числом армии сарацинов, увидели всю невозможность сопротивления и обратились к Саладину с мирными переговорами. Саладин согласился за выкуп даровать им свободу и жизнь, причём мужчины платили по 10 золотых монет, женщины — по 5, дети — по 2, после чего все они покинули город, при этом сохранив своё имущество (что смогли взять) и оружие.

2.10.1187 войска Саладина вошли в Иерусалим. В дальнейшем город на некоторое время снова окажется в руках христиан, но фактически победа Саладина при Хаттине положила начало постепенного изгнания христиан из Святой Земли на несколько столетий.

На главную страницу