Сражение при Стромболи

Сражение при Стромболи, называемое также сражение у Аликуди состоялось 8.01.1676 между французской и голландской эскадрами.

Летом 1674 в Мессине (остров Сицилия), принадлежавшей на тот момент Испании, произошло восстание, и король Франции Луи XIV решил поддержать повстанцев. В начале 1675 французы прочно утвердились в городе. Испания, будучи не в состоянии сама защищать остров, обратилась к Соединенным Провинциям за флотом, издержки по содержанию которого взяла на свой счет. В 1675 из Амстердама к Сицилии была послана эскадра под командованием самого знаменитого голландского адмирала — Михаэля де Рюйтера, в составе 14 линейных кораблей, 4 фрегатов, 4 брандеров и 8 малых судов. Он достиг Кадиса в сентябре.

К этому времени французы ещё более усилились, захватив Агосту — порт, довлеющий над юго-восточной частью Сицилии. Де Рюйтер, задержанный испанским правительством, обещавшим подкрепления, достиг северного берега острова Сицилия только к концу декабря. Эскадра голландцев была плохо снабжена, поскольку его собственное адмиралтейство, понадеявшись на испанцев, не позаботилось об этом, а испанцы просто не имели ресурсов, чтобы полноценно обеспечить голландскую эскадру. К де Рюйтеру присоединился только один испанский корабль — 50-пушечный "Нуэстра сеньора дель Розарио".

Противные ветры не позволили голландскому адмиралу войти в Мессинский пролив. Тогда он начал крейсировать между Мессиной и Липарскими островами с тем, чтобы встретить ожидавшийся французский флот под командованием лейтенант-генерала Авраама Дюкена, конвоировавший на Сицилию войска и боевые и продовольственные припасы. Французская эскадра состояла из 20 линейных кораблей, 4 брандеров и 6 галер.

На рассвете 7.01.1676 впередсмотрящие на головном французском корабле "Прюдан" обнаружили эскадру де Рюйтера. В свою очередь голландцы, бывшие на ветру, заметили соединение Дюкена, после чего флот Соединенных Провинций решительно пошёл на сближение, хотя и не атаковал. Во флоте де Рюйтера имелось только 6 кораблей, вооружённых более, чем 60 орудиями, тогда как французы обладали 9-ю таким кораблями, причём один из них был 84-пушечный.

В 15 часов де Рюйтер привёл к ветру, на том же галсе, как и неприятель, будучи на ветре у него, но вне пушечного выстрела. Дюкен не принял вызов, начав маневрирование для выигрыша ветра. Первый день полностью прошёл в маневрировании. Первоначально голландцы были на ветре; но в течение бурной ночи, загнавшей испанские галеры, сопровождавшие голландцев, под защиту Липарских островов, ветер переменился и, перейдя к западу-юго-западу, дал французам наветренное положение и возможность инициативы боя. Дюкен решился воспользоваться этим и, послав транспорты вперед, построил линию на правом галсе, на курсе к югу.

Французский флот построился следующим образом: авангард из 6 линейных кораблей возглавил вице-адмирал де Прельи на 64-пушечном "Сен-Мишель", центр из 8 линейных кораблей — лейтенант-генерал Дюкен на 72-пушечном "Сен-Эспри" и арьергард из 6 линейных кораблей — вице-адмирал Габарэ на 66-пушечном "Санс-Парейль".

К 8 января, с переменой ветра, Рюйтер выстроил свой флот в оборонительную линию, он понимал, что его положение между портом французов и их флотом должно вынудить последний к бою. Его линия состояла: авангард из 6 линейных кораблей, 2 шняв, 1 брандера и 1 мелкого судна в линии во главе вице-адмирала Яна де Хаана на 76-пушечном "Гоуда", центр из 6 голландских и 1 испанского линейных кораблей, 2 шняв и 2 брандеров во главе самого лейтенант-адмирала де Рюйтера на 76-пушечном "Ээндрахт" и арьергард из 6 линейных кораблей, 2 шняв, 1 брандера и 1 мелкого судна под командованием временного шаутбенахта, назначенного на один бой, Фершоора, находившегося на 70-пушечном "Шпигель". Но перед боем голландский авангард выполнял роль арьергарда и наоборот.

В 9 часов утра 8 января корабли французской линии, построенные параллельно неприятельской, спустились все вдруг и устремились на голландцев атакуя каждым своим кораблём соответствующий ему по положению корабль противника. Около 10 часов утра передовые отряды открыли огонь, при этом огонь голландцев был очень плотным. Предприняв такой манёвр, нападающий терял возможность пользоваться бóльшей частью своей артиллерии, в то же время сам подвергаясь полному огню неприятеля и неизбежно расстраивая свой порядок, сохранить который было почти невозможно в дыму выстрелов, при разорванных парусах и перебитом рангоуте.

При выполнения этого маневра два корабля во французском авангарде потерпели серьёзные повреждения. Де ла Файет, на "Пруденте", начал сражение, но, опрометчиво врезавшись в середину неприятельского авангарда, подверг свой корабль перекрёстному огню, который перебил на нём рангоут и такелаж и вынудил его выйти из строя. Трудность манёвра внесла замешательство во всю французскую линию. Вице-адмирал де Прельи, командовавший авангардом, спускаясь, имел слишком мало места, так что его суда, при приведении снова к ветру, слишком скучились и взаимно мешали огню своей артиллерии. Выход из линии де ла Файета поставил в опасность "Парфайт". Атакованный двумя кораблями, он потерял грот-мачту и также вышел из строя для приведения себя в порядок. Далее французы вступали в сражение последовательно, вместо того, чтобы атаковать всем вместе.

После того, как часть кораблей уже завязала бой, Дюкен, командовавший центром, занял позицию на траверзе цента де Рюйтера. Французский арьергард вступил в сражение ещё позднее, после центра. Ланжерон и Бетюн, командовавшие головными кораблями французского центра, были разбиты превосходными силами голландцев. Но мало-помалу Дюкену удалось восстановить порядок в линии и началось сказываться его превосходство в силах.

Так как де Рюйтер и Фершоор несколько раз во время боя отходили под ветер, то неизменно следовавшие за ними французы при приближении к вновь выстроенной неприятельской линии, каждый раз попадали под сильный сосредоточенный огонь голландских кораблей и несли большие потери. В час дня французы предприняли атаку брандером на "Эйндрахт" и вскоре повторили её; однако обе атаки не удались. Третий брандер был потоплен артиллерийским огнем между обоими флотами.

Прельи наконец удалось сблизиться в арьергардом противника на пистолетный выстрел, он развернулся бортом и начал давать частые залпы по флагману Фершоора, и его мателоту — 50-пушечному "Эссену" (командир Гилль Шхей). "Шпигель" получил большие повреждения, 14 пушек было сбито с лафетов, отстрелены грот-стеньга и бизань, командующий голландским арьергардом был убит шальным ядром. "Эссен" же, схватившийся с "Фьё" и "Сен-Мишель", был настолько избит, что вскоре вышел из линии. Ночью он, идя на буксире испанской галеры, затонул.

Французы постепенно продвигались вдоль линии голландцев, мателоты и флагман Дюкена, сблизившись с "Эйндрахтом", стали давать частые залпы по кораблю де Рюйтера. "Помпье" и "Сен-Эспри" следовали на расстоянии не более 0,5 кабельтов друг от друга и вели беглый огонь, флагман голландцев был вынужден выдерживать огонь двух французов. Голландцы, сражаясь теперь по всей своей линии, везде ожесточенно сопротивлялись неприятелю; у них не было ни одного корабля, который не участвовал бы в схватке с противником.

В течение боя арьергарды противников постепенно отставали от главных сил своих эскадр из-за слабых и нерешительных действий группы кораблей под командой Габарэ, наименее подготовленной в боевом и в морском отношении. Хаан вцепился в своего противника и поэтому не спускался под ветер, следуя движениям де Рюйтера. Заметив разрыв между авангардом и центром эскадры Голландцев, Дюкен около 16:00 отправил контр-адмирала Турвиля на 84-пушечном "Септр" с 4-мя кораблями с приказом атаковать замыкающих де Хаана и одновременно поставить центр голландцев в два огня. Ослабевший ветер не дал французам возможности выполнить этот прекрасно задуманный манёвр.

Де Рюйтер, видя попытки французов окружить и отделить его арьергард, спешно дал сигнал всей эскадре выйти из боя. Попытки французов окружить и отделить арьергард ещё больше не удались, вследствие повреждений в рангоуте их судов, только один французский корабль обошёл вокруг отделенной группы. Сражение окончилось в 16:30 с наступлением темноты, за исключением боя арьергардов, закончившийся спустя полчаса. К голландскому арьергарду подошли на помощь испанские галеры и отбуксировали повреждённые голландские суда. То, что они могли выполнить это безнаказанно, свидетельствует о серьёзности повреждений полученных самими французами.

Голландские потери составили: адмирал Фершоор погиб, 260 человек было убито и ранено, после боя затонул 1 корабль — "Эссен". У французов: 2 командира убиты, 450 убитых и раненых, в числе последних Дюкен. В самом бою французы потеряли лишь три брандера и помимо этого отослали сильно поврежденный 64-пушечный "Сен-Мишель" в Тулон.

Оба флота оказались на следующий день небоеспособными. Утром они исправляли свои повреждения в виду друг у друга. Вечером 9 июня де Рюйтер получил подкрепления в лице 9 испанских судов, в их числе несколько линейных кораблей. Он немедленно решил напасть на французов и помешать им продолжить путь. На следующий вечер де Рюйтер приблизился к ним, но утром 11 января увидел, что Дюкен тем временем также получил подкрепления: к нему подошли находившиеся в Мессине суда в составе 10 линейных кораблей, 1 фрегата и 3 брандеров, под командованием генерал-лейтенанта д’Альмераса. Де Рюйтер снова оказался значительно слабее; ему пришлось уйти в Милаццо, чтобы там дожидаться остальной части испанского флота.

Дюкен продолжал путь беспрепятственно, но ввиду тяжёлых повреждений, понесенных его флотом, он решил избрать путь вокруг Сицилии и пройти для этого около 400 миль. Благоприятный ветер позволил ему совместно с транспортами сделать это плавание достаточно скоро и 22 января он прибыл в Мессину.

На главную страницу