Цусимское сражение

Цусимское морское сражение состоялось 14-15.05.1905 (здесь и далее по ст.ст.) между российским и японским флотами во время Русско-японской войны (1904-1905).

С самого начала войны японский флот перехватил стратегическую инициативу и имел стратегическое превосходство над русской эскадрой. В сложившейся обстановке требовалось усилить русский флот на Дальнем Востоке. В апреле 1904 в Петербурге было принято решение направить из Балтийского моря на Дальний Восток 2-ю Тихоокеанскую эскадру для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры и завоевания господства на море. Формирование и подготовка эскадры проходили в Кронштадте и Ревеле. В состав эскадры были включены корабли Балтийского флота и достраивающиеся броненосцы, готовность которых могла быть обеспечена к сентябрю 1904. Командующим эскадрой был назначен вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский, занимавший в это время должность начальника Главного морского штаба.

План русского морского командования предусматривал создание на Дальнем Востоке решающего военно-морского превосходства по основным классам кораблей и, как следствие, деблокирование Порт-Артура и пресечение японских коммуникаций в Жёлтом море с последующим блокированием с моря японских армий под Порт-Артуром и в Маньчжурии. В дальнейшем предполагалось уничтожить японские войска при посредстве русских сухопутных сил.

В конце сентября 1904 эскадра Рожественского перешла в Либаву (Лиепая), а оттуда 2.10.1904 вышла в море. Однако, ещё до того как 2-я тихоокеанская эскадра дошла до Порт-Артура, крепость капитулировала (20.12.1904), а блокированные в её бухте русские корабли были затоплены и 1-я тихоокеанская эскадра, на помощь которой был направлен Рожественский, фактически перестала существовать. Таким образом, цель отправки 2-й тихоокеанской эскадры — деблокада Порт-Артура с моря — потеряла смысл. Перед Рожественским встал вопрос — что делать дальше. После длительного ожидания и переписки с Санкт-Петербургом, эскадре была поставлена новая задача — прорваться во Владивосток.

Русская эскадра могла пройти во Владивосток тремя возможными проливами — Лаперуза, Сангарским и Цусимским. Адмирал Того, главные силы которого базировались на Мозампо и острове Цусима, предполагал, что русская эскадра, вероятнее всего, проследует мимо Цусимы, поэтому развернул к югу от пролива, между островами Гото и Квельпарт, дозорную цепь вспомогательных крейсеров, которые должны были своевременно оповестить его о подходе русской эскадры. Возможность следования русской эскадры через два других пролива не исключалась, в связи с чем туда были направлены дозорные корабли. Кроме того 2 апреля на подступах к Владивостоку японцы выставили минное заграждение.

Со своей стороны, вице-адмирал Рожественский видел ближайшей оперативной целью своей эскадры достижение Владивостока посредством прорыва хотя бы части эскадры, вопреки директиве императора Николая II, в которой указывалось, что задача 2-й эскадры состоит в том, чтобы завладеть Японским морем. Поэтому он выбрал кратчайший путь, поскольку остальные два пути означали необходимость огибать Японские острова с востока, существенно увеличивая расстояние, и, кроме того, грозили препятствиями в навигационном отношении. При этом от ведения разведки Рожественский отказался совершенно, опасаясь столкновениями разведывательных крейсеров с основными силами японского флота обнаружить свою эскадру.

Владивостокский отряд не мог оказать сколь-нибудь существенную помощь 2-й эскадре: два из трёх его крейсеров находились в ремонте после подрыва на мине и навигационной аварии, подводные лодки, вступившие в строй в апреле 1905, годились лишь для береговой обороны порта, а старые номерные миноносцы подходили только для небольших набеговых операций. Тем не менее, в конце апреля русские миноносцы и два крейсера совершили походы к острову Хоккайдо. Японцы, справедливо сочтя это отвлекающим манёвром, никак не отреагировали.

Русская эскадра состояла из 12 броненосных кораблей (разделённых на 3 броненосных отряда по 4 корабля): 8 эскадренных броненосцев, из которых 7 были вооружены 305 мм и 1 - 254 мм орудиями, 3 броненосца береговой обороны с 254 мм орудиями и 1 старый броненосный крейсер "Адмирал Нахимов" с 203 мм орудиями. Броненосные крейсера "Дмитрий Донской" и "Владимир Мономах", несмотря на достаточно радикальную модернизацию, были всё-таки морально устаревшими (по скорости и бронированию), а главное, не несли орудий свыше 152 мм и поэтому в расчёт приниматься не могли.

Броненосцы береговой обороны были вооружены 254 мм пушками (по 4 на "Адмирале Ушакове" и "Адмирале Сенявине" и 3 — на "Генерале-адмирале Апраксине") и 120-мм артиллерией среднего калибра в противоположность скорострельным 152 мм пушкам остальных кораблей. "Ослябя" был кораблём промежуточного типа, и только "Сисой Великий" по составу артиллерии мог быть поставлен в ряд с 4 броненосцами типа "Бородино".

Японский флот мог выставить также 12 кораблей (разделённых на 2 боевых отряда по 6 кораблей): 4 эскадренных броненосца 1 класса с 305 мм орудиями и 8 броненосных крейсеров с 203 мм орудиями. Все японские корабли были относительно новыми и вооружены современной, хотя и не совсем однотипной 305 мм, 203 мм и 152 мм артиллерией.

Хотя 2-я Тихоокеанская эскадра превосходила японский флот в количестве орудий крупного калибра (254—305 мм) более чем вдвое (41:17), но значительно уступала в промежуточном (203—229 мм) (12:30) и среднем (120—152 мм)(162:92) калибрах. При этом сильно уступала по скорострельности и, что более чем существенно, по дальнобойности и массе снарядов. Да и бронёй японцы были защищены несколько лучше. Решающим фактором в пользу русских были 4 новых броненосца типа "Бородино" с 17-18-узловой скоростью и башенным расположением артиллерии среднего калибра, строившиеся в 1901—1904 как раз в расчёте на предполагаемых противников — японских броненосцев типа "Фудзи" и "Сикисима".

Миноносные силы сторон были несопоставимы, поскольку против 9 русских миноносцев японцы имели 21 эсминец и 44 миноносца. В бою "один-на-один" японский эсминец мог противопоставить два 76-мм орудия одному 75-мм орудию русского миноносца и более мощные торпеды — 457-мм против 381-мм. Скорость хода у японцев также была в среднем выше на 5 узлов. Тем не менее, соединения миноносцев в бои между собой не вступали, поскольку японцы предназначали их в основном для ночных торпедных атак на крупные корабли. Русские миноносцы предполагалось использовать только в качестве посыльных судов и для спасения экипажей с тонущих кораблей.

Цель адмирала Того состояла в уничтожении русской эскадры. Пронализировав действия русских кораблей в предыдущих боях, Того понял, что русские предпочитают оборонительную тактику, двигаясь в кильватерных колоннах, в которые ставят разнотипные, в т.ч. и медленные корабли, что приводит к снижению общей скорости. Он решил использовать небольшие маневренные соединения, которые, пользуясь превосходством в скорости, могли бы атаковать такую колонну с выгодных курсовых углов и выводить из строя головные или концевые корабли противника с больших огневых дистанций. Для реализации этой тактики весь японский флот был разделён на 7 боевых отрядов, командирам которых предоставлялась значительная свобода действий.

Рожественский поставил эскадре задачу прорваться на север, отбиваясь от неприятеля, а не атаковать противника с целью его уничтожения. Считая, что инициатива в этом бою будет принадлежать японскому флоту, командующий не детализировал плана боя и ограничился лишь общей задачей прорыва, дав несколько частных указаний о месте и действиях крейсеров, миноносцев, транспортов и о передаче командования в бою. Эти указания состояли в основном в том, чтобы "держаться сообща", маневрируя так, чтобы по мере возможности продвигаться на север. В составе эскадры находился тихоходный транспорт "Корея", чья 9-узловая скорость и стала скоростью всей эскадры.

Вероятно, Рожественский представлял себе свою эскадру в виде своеобразной "плавучей крепости", ощетинившейся во все стороны стволами тяжёлых орудий. Возможно, предполагалось, что противник или вообще не осмелится атаковать её, а если атакует, то попадет под сосредоточенный огонь. Стремление пройти наиболее опасную точку маршрута — Цусимский пролив — днём объяснялось опасением ночных атак японских миноносцев, поскольку они рассматривались как более страшный противник, чем основные силы японского флота.

Схема Цусимского сражения.

Русская и японская эскадры встретились рано утром 14 мая в проливе между Кореей и Японией, к востоку от островов Цусима. Японский адмирал Того Хэйхатиро был заранее осведомлён о составе и местонахождении кораблей противника, в то время как Рождественский вёл свою эскадру практически вслепую, не имея представления — где, когда и какими силами он будет атакован.

В ночь на 14 мая русская эскадра подходила к Цусимскому проливу. Она двигалась 5-узловой скоростью тремя колоннами, соблюдая светомаскировку. Впереди в строю клина шёл разведочный отряд. Главные силы шли в двух кильватерных колоннах: слева 3-й броненосный отряд и в кильватер ему отряд крейсеров, справа — 1-й и 2-й броненосные отряды. Крейсера "Изумруд" и "Жемчуг" шли, соответственно, на левом и правом траверзах головных кораблей колонн с внешней стороны. Их сопровождали по два миноносца 1-го отряда. Колонна транспортов — "Анадырь", "Иртыш", "Камчатка", "Корея", "Русь" и "Свирь", а также пять миноносцев шли между двумя главными колоннами. Далеко сзади находились госпитальные суда "Орёл" и "Кострома" со специальными красно-белыми огнями на мачтах.

Таким порядком около 22:00 она прошла остров Квельпарт и к полуночи приблизилась к внешней дозорной цепи японских разведчиков. Благодаря темному времени суток и дымке она чуть не проскочила мимо дозорных, но в 02:28 на вспомогательном крейсере "Синано-Мару" заметили огни "Орла". В 04:02 он приблизился к "Орлу", чтобы произвести досмотр, и в этот момент на расстоянии 8 кабельтовых в дымке увидели 10 других кораблей эскадры. Русская эскадра была обнаружена.

Адмирал Того, находившийся с 1-м, 2-м и 4-м боевыми отрядами в Мозампо, получив сообщение об обнаружении русской эскадры начал готовиться к выходу в море, а 3-му боевому отряду и бронепалубному крейсеру "Идзуми", находившимся в тот момент в море севернее островов Гото, было приказано направиться на перехват. По радиопереговорам русских японцы решили, что те уже знают, что обнаружены, однако на самом деле, вывод о том, что японцы уже знают о местонахождении русской эскадры был сделан на "Князе Суворове" как раз из-за усиленных японских радиопереговоров.

Тем временем 3-й японский боевой отряд вице-адмирала Сигэто Дева проскочил несколько южнее русской эскадры, разминувшись с ней. Когда "Идзуми" обнаружил русскую эскадру и сообщил о её местоположении Дева, тот лег на обратный курс. Не очень понятно, почему адмирал Рожественский не приказал атаковать старый и тихоходный японский крейсер "Идзуми", который каждые несколько минут сообщал по радио данные о курсе, скорости и строе русской эскадры. Ещё менее понятно, почему на предложение глушить радиопереговоры японцев, русский адмирал ответил отказом.

Утром 14 мая погода была мглистая, видимость 5-7 миль, ветер 3-4 балла, зыбь с севера. Когда слева от эскадры около 08:00 показались восемь кораблей 5-го, а затем и 6-го японских отрядов (они базировались на залив Озаки на острове Цусима), Рожественский перестроил колонну броненосцев в боевой порядок, дав приказание 1-му и 2-му броненосному отрядам выйти в голову 3-му отряду. К 9:00 все 12 броненосных кораблей шли одной колонной. Оба японских крейсерских отряда держались слева от неё на параллельном курсе. К 11:10 сзади слева обнаружились силуэты крейсеров 3-го отряда, который нагонял русскую эскадру.

До этого времени русские почти не реагировали на сопровождающие их японские крейсера, только наводили на них носовые башни броненосцев. Но когда дистанция уменьшилась до 39 каб. Русские корабли открыли огонь по японскому крейсеру "Касаги" и "Идзуми". Японцы ответили, но отошли на дистанцию 80 каб. и Рожественский приказал прекратить стрельбу, чтобы напрасно не тратить снаряды. Попаданий за эту 10-минутную перестрелку ни одна из сторон не добилась и у многих появилась надежда, что примерно так и будет продолжаться до Владивостока.

Около 13:50 крейсер "Идзуми" попытался справа приблизиться к транспортам, но был обстрелян и подбит "Владимиром Мономахом", шедшим справа от колонны транспортов, и "Олегом" с "Авророй". Особенно опасным было положение транспортов "Анадыря" и "Иртыша", которые рисковали взлететь на воздух от взрыва хранившихся в трюмах обширных запасов снарядов и пироксилина. Навстречу восьми вражеским крейсерам немедленно бросились на юг "Олег" и "Аврора", начав бой на контракурсах левым бортом, затем переведя стрельбу на правый борт. Затем оба японских отряда легли на параллельный курс, стреляя из орудий правого борта с дистанции 28 кабельтовых. Транспорта, миноносцы и охраняющие их крейсера продолжали уходить на северо-восток.

В 13:20 справа по курсу в 7 милях показались главные силы японского флота. Русская эскадра в это время как раз проходила Цусимский пролив. Японские крейсера стали отставать, обходя эскадру с запада на юг, чтобы атаковать крейсера и транспорта. Ловушка захлопнулась. В 13:25 по приказу Рожественского 1-й броненосный отряд увеличил ход до 11 узлов, стремясь вывести его в голову колонны. Миноносцам "Блестящий" и "Безупречный" было приказано занять места справа от указанных крейсеров, а транспортам и конвоирующим крейсерам отойти вправо.

Адмирал Того пересек курс русской эскадры и решил атаковать её с левого борта. Японские корабли описывали циркуляцию почти на одном месте, и когда в 13:49 "Микаса" и "Сикисима" прошли точку поворота, "Князь Суворов" открыл огонь по японскому флагману с дистанции 38 каб. В момент начала боя русские корабли двигались 9-узловой скоростью. Японцы двигались 16-узловой скоростью. В первую фазу боя дистанция сократилась до 22 кабельтовых. Японский командующий, адмирал Того, демонстрируя презрение к смерти, находился весь бой на небронированном мостике в парадной форме с самурайским мечом.

Японцы открыли огонь тремя минутами позднее — в 13:52, когда четыре из шести кораблей 1-го боевого отряда японцев уже легли на новый курс. Сначала четыре японских броненосца стреляли по "Князю Суворову", а "Ниссин" и "Касуга" при прохождении точки поворота — по "Ослябе". 2-й японский боевой отряд вице-адмирала Камимуры открыл огонь по "Ослябе", кроме крейсеров "Асама" и "Ивате", которые по завершении перестроения с 14:02 стреляли по "Императору Николаю I". Таким образом, в первые минуты боя были обстреляны все три русских флагмана, два первых сразу загорелись.

Рожественский отдал приказ "Бить по головному". Однако этот приказ был трудновыполним, т.к. три первых броненосца могли стрелять только из носовых башен, а четвёртый — "Орёл" — в начале боя стрелять не мог, так как находился вне строя. "Сисой" и корабли 3-го русского отряда просто не могли достать до "Микасы", поэтому стреляли по "Ниссину" и "Касуге", а затем по крейсерам Камимуры. Так что по флагману "Микасе" в итоге стреляли только три броненосца, остальные выбирали цели по возможности и больше всего досталось японским концевым крейсерам — "Асаме" и "Ивате", по которым также стреляли и все три броненосца береговой обороны.

Огонь русских в первой фазе боя был довольно точным. В "Микасу" попало 25 снарядов. Корабль получил много пробоин в казематах, одну пробоину несколько выше ватерлинии. В 14:22 русский снаряд перебил ствол правого 203-мм орудия носовой башни "Ниссина". Самые серьёзные повреждения получил броненосный крейсер "Асама": в 14:11 305-мм снаряд попал в его кормовую часть и повредив рулевое управление. Повреждение через 6 минут починили, но "Асама" сильно отстал и начал медленно догонять свой отряд. Три остальных линейных корабля японцев остались практически невредимыми.

Однако огневое превосходство было явно на стороне японского флота. Меткость стрельбы и скорострельность японцев были заметно выше. На флагманском "Князе Суворове" вскоре была сбита одна из труб, разгорелся пожар в небронированных надстройках, были перебиты и сожжены все фалы, так что отдать какие-либо приказания Рожественский уже не мог. Была выведена из строя кормовая башня с 305-мм орудием. Но больше всего досталось "Ослябе", который получил несколько крупных пробоин в незащищённой носовой части. Около 14:32 с креном 12° на левый борт и сильным пожаром в надстройках броненосец вышел из строя вправо, не справился с поступлением воды и около 14:50 повалился на левый борт и затонул.

Около 14:32 "Князь Суворов" перестал слушаться руля и начал совершать циркуляцию вправо. Осколками снаряда, попавшего в боевую рубку был тяжело ранен адмирал Рожественский, несколько офицеров его штаба и корабля. Шедший следом "Император Александр III" сначала последовал за ним, но разобравшись, что флагман неуправляем, повёл эскадру дальше. Сумятицу усилил "Бородино", также в это время вышедший из строя. Вскоре "Бородино" исправил повреждения и вернулся на место в строю, а "Князь Суворов" описал полную циркуляцию вправо и прорезал строй эскадры между "Сисоем" и "Наварином". Он мог управляться только машинами, потерял почти всю артиллерию, горел как факел, а затем застопорил машины для починки руля. После приведения руля в положение прямо, корабль начал двигаться самостоятельно. Впоследствии корабль несколько раз подвергался расстрелу со стороны проходящих японских кораблей, шёл зигзагами в генеральном направлении на северо-восток 10-узловым ходом, пытаясь сопровождать русскую эскадру.

Практически эскадра оказалась без командования. Последующие фазы боя всё больше напоминали расстрел, от которого русские корабли пытались уклоняться, забирая в сторону от противника, который по-прежнему имел превосходство в скорости 6—7 узлов. С этого времени и до окончания боя японцы сосредоточили огонь, в основном, на трёх оставшихся броненосцах типа "Бородино" и, отчасти, на шедшем за ними "Сисое Великом".

Тем временем, броненосец "Император Александр III" вернул эскадру на курс северо-восток. В свою очередь адмирал Того совершил манёвр смены стреляющего борта, часть артиллерии которого уже вышла из строя. Поэтому в 14:47 Того со своим 1-м отрядом сделал поворот "все вдруг" курсом от противника, а затем на 8 румбов влево и открыл по русским огонь левым бортом, то есть практически с той же огневой мощью, что и в начале боя.

Теперь 1-й отряд японцев повёл "Ниссин". Но во время поворота в 14:42 броненосец "Фудзи" получил попадание 305-мм снарядом, который взорвался в зарядном отделении кормовой башни. Находившиеся там снаряды могли бы сдетонировать и корабль неминуемо погиб бы, но из-за слабого фугасного действия русских снарядов, снаряды не сдетонировали, а вода из разрушенной взрывом трубы охлаждения помогла потушить пожар. Минутой позже "Асама" также получила два снаряда, и оба снова в корму. Корабль осел на 1,5 метра, на некоторое время остановился, затем пошёл дальше, стараясь следовать за своим отрядом

Но и русским также досталось в это же время. На головном "Императоре Александре III" вспыхнуло несколько пожаров, он вышел из строя, но справившись впоследствии с повреждениями, вступил в строй. Несколько пробоин в носу чуть выше ватерлинии получил "Сисой Великий", через них внутрь корпуса стала поступать вода, из-за чего корабль стал отставать, растягивая строй, вследствие чего 3-й японский броненосный отряд, увеличив скорость, стал обходить слева отстающий за "Сисоем" 2-й броненосный отряд. Из-за разрыва снаряда на "Адмирале Нахимове" заклинило носовую барбетную установку и орудие потеряло возможность наведения на цель.

Около 14:50 "Бородино" повернул эскадру на север. Заметив манёвр русских, вице-адмирал Камимура повернул свои корабли и к 15:02 открыл огонь по концевым кораблям русской эскадры, догоняя её сзади справа. В это время отряд Того пересёк голову русской колонны в направлении справа налево и вскоре в нашедшем тумане потерял её. Камимура также потерял русских из-за тумана. Воспользовавшись этим русская эскадра, следуя за "Бородино", повернула последовательно на юго-восток и какое-то время противники удалялись друг от друга в противоположных направлениях. Но около 15:15 русские корабли снова легли на северо-северо-восток в направлении Владивостока.

Тем временем японцы, уйдя на северо-запад, сделали поворот на северо-восток, при этом 1-й отряд снова сделал разворот "все вдруг", так что его снова повёл "Микаса". Таким образом, оба флота снова стали сближаться на сходящихся курсах. Но ещё раньше встречи, в 15:15 отряд Камимуры наткнулся на многострадального "Князя Суворова", обстрелял его и атаковал четырьмя торпедами. Ответным огнём японский минный крейсер "Тихая" получил попадание тремя 75-мм снарядами из кормовых орудий броненосца с образованием подводной пробоины вышел из боя до конца дня. В 15:27 "Суворова" атаковал пятью торпедами 5-й отряд эсминцев, но флагман был прикрыт огнём русских броненосцев, от которого был поврежден эсминец "Сиракумо".

Около 15:35 русские понесли первую потерю — вспомогательный крейсер "Урал" получил подводную пробоину с левого борта в носовой части и поднял сигнал бедствия. контр-адмирала Оскар Адольфович Энквист просигналил "Анадырю" помочь "Уралу", при этом "Анадырь", выполняя приказ, протаранил буксирный пароход "Русь". Команда с "Руси" перебралась на "Свирь", а брошенную "Русь" через полчаса потопили японские крейсера 6-го отряда.

В 15:40 бой возобновился с дистанции 27 каб. При этом оба японских отряда быстро сближались с русскими кораблями, находясь у них впереди слева. Русские отстреливались ожесточенно. В 15:57 на "Сикисиме" произошёл преждевременный разрыв снаряда в стволе, и носовая башня временно вышла из строя. У русских особенно пострадали "Орёл" и "Сисой Великий". На последнем начался пожар и броненосец временно вышел из строя, а затем занял место в хвосте колонны.

Около 16:00 "Олег" и "Аврора" попали под огонь концевых броненосных крейсеров 1-го отряда — "Ниссина" и "Касуги", а с тыла по ним стреляли остальные лёгкие японские крейсера. Но приближение наших броненосцев, также повернувших на обратный курс заставило "Ниссина" и "Касуги" отстреливаясь, повернуть на юго-восток по направлению к транспортам. За ними по собственному почину последовали "Жемчуг" и "Изумруд", но по сигналу Энквиста крейсера вернулись и построились в кильватерную колонну: "Олег", "Аврора", "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах", "Жемчуг", "Изумруд", "Светлана" и "Алмаз".

Русские крейсера с трудом вели бой с 10 крейсерами противника, находясь также под обстрелом с тыла двух броненосных крейсеров отряда Того, но около 16:30 огонь броненосцев заставил японские крейсера отойти к востоку. Именно в это время японские бронепалубные крейсера получили наибольшие повреждения. Около 17:08 флагман вице-адмирала Дева "Кассаги" получил подводную пробоину, скорость хода упала, но до 18:00 корабль оставался в строю. Примерно в то же время флагманский крейсер 4-го отряда "Нанива" получил попадание в корму ниже ватерлинии. "Нанива" после установки пластыря вновь вошёл в строй, а "Кассаги" под конвоем "Читосэ" ушёл в залив Абурдани. Русские крейсера, транспорта и миноносцы к этому времени перешли на левый, нестреляющий борт колонны русских броненосцев.

Поскольку японцы снова охватывали голову русской колонны, "Бородино" около 16:00 повернул на восток. При этом отряд Камимуры оказался на левом траверзе "Бородина", а отряд Того — на траверзе "Императора Николая I", причём между последними находился "Князь Суворов", точнее то, что от него осталось. Дистанция снова сократилась до 11 кабельтовых. Поэтому в 16:10 "Бородино" снова начал уклоняться поворотом вправо и повёл эскадру на юг. Адмирал Того, заподозрив русских в попытке прорыва на север у себя под кормой, повернул своим отрядом "все вдруг" и строем фронта пошёл на север и вскоре потерял русских из виду. Вице-адмирал Камимура отвернул к востоку. В 16:17 противники снова потеряли друг друга из виду.

В это время произошёл новый бой около погибающего "Суворова". Корабль, который отстреливался только одним 75-мм орудием из кормового каземата, был атакован 4-м отрядом эсминцев, по нему было выпущено 4 торпеды, но безуспешно. Флагман был снова прикрыт огнём броненосцев, которые добились попадания в "Мурасаме".

Второй "бег на юг" русской эскадры продолжался 50 минут — гораздо дольше первого, но именно он спас русские крейсера и оставшиеся два транспорта. Крейсерское сражение шло, в общем, независимо от сражения броненосных эскадр примерно к югу от них, и к моменту появления русских броненосцев положение крейсеров и транспортов было критическим.

В это время японские броненосные отряды шли к югу, разыскивая противника и находясь восточнее его. В 16:51 крейсера Камимуры, идя на звук выстрелов, подошли к месту боя и открыли огонь по скученным русским кораблям и транспортам, добившись попаданий в "Ушаков" и "Апраксин".

Вспомогательный крейсер "Урал", от которого в этом бою были только одни неприятности несмотря на два его 120-мм орудия, успел получить две подводные пробоины и, управляясь только машинами, навалился на корму крейсера "Изумруд", а затем застопорил ход. "Анадырь", "Свирь" и миноносец "Грозный" спасли людей с "Урала". Брошенный командой корабль оставался на плаву ещё долго, пока в 17:40 не был потоплен огнём с японских броненосцев и торпедой. Все это время транспорты маневрировали под огнем беспорядочно, нарушали строй и мешали маневрировать русским крейсерам.

К 17:30 "Князь Суворов" практически потерял управление и ход. Кормовая 305-мм башня была взорвана, носовая 305-мм башня видимо расстреляла весь свой боезапас, а башни среднего калибра вышли из строя из-за пожара. Раненого Рожественского и 19 человек его штаба снял миноносец "Буйный", но остальная часть экипажа осталась на корабле. Транспорт "Камчатка", который получил несколько попаданий снарядов, в результате которых были повреждены машины, остановился и стал лёгкой мишенью. Тем не менее, малокалиберные пушки "Камчатки" вели огонь по японским миноносцам, пытаясь прикрыть "Князя Суворова". После 18:30 транспорт был настигнут лёгкими силами противника, расстрелян и затонул. Погибли 327 человек. Через полчаса, уже после ухода на север русских броненосцев, брошенный "Суворов" был окружён японцами, которые выпустили по нему в упор 8 торпед. 3-4 из них взорвались и в 19:30 корабль, до последнего отстреливавшийся из кормового 75-мм орудия, перевернулся и пошёл ко дну со всеми оставшимися людьми (935 человек).

Русская эскадра, двигаясь курсом на северо-северо-запад к 17:40 построилась в несколько кильватерных колонн. Впереди шли "Бородино" и "Орёл". Отстав от них и заметно левее шёл 3-й броненосный отряд, а также "Александр III". Левее и позади шли остатки 2-го отряда. Четвертую колонну образовали крейсера "Олег", "Аврора", "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах", которые держались на левом траверзе броненосцев. Крейсера "Жемчуг", "Изумруд", "Алмаз", "Светлана" и миноносцы шли ещё левее, не соблюдая строй. Там же находились четыре оставшихся транспорта — "Анадырь", "Корея", "Свирь" и сильно повреждённый "Иртыш". Миноносец "Буйный" со штабом на борту около 18:00 догнал эскадру и только теперь командование эскадрой вместе с указанием следовать во Владивосток было передано контр-адмиралу Николаю Ивановичу Небогатову.

Японский 1-й боевой отряд шёл справа параллельным курсом на расстоянии около 35 кабельтовых, снова медленно выходя в голову русской колонны и в 17:42 открыл огонь по "Бородино" и "Орлу". 2-й боевой отряд шёл далеко позади за первым и в 18:32 начал обстреливать сначала три корабля 2-го броненосного отряда с дистанции. "Император Александр III", который с сильным креном на правый борт и пожаром следовал где-то в конце русской эскадры и правее её в 18:48 попал под обстрел шести крейсеров отряда Камимуры и буквально через 2 минуты перевернулся на правый борт. Крейсер "Изумруд" подошёл к месту трагедии для поднятия из воды людей, но сам попал под сильный обстрел и был вынужден вернуться к эскадре. Из 867 человек экипажа "Императора Александра III" не спасся никто.

Русскую эскадру по-прежнему вёл "Бородино", в 18:30 уклонившийся влево, на северо-запад, от сосредоточенного огня отряда Того, который держался у него на правом траверзе. Но прежде, чем он успел это сделать, около 18:50 на "Бородино" начались сильные пожары, в 19:00 огромное пламя охватило весь корабль, и кормовая башня замолчала. Один из снарядов попал в погреб бортовой 152-мм башни. После взрыва этого погреба корабль перевернулся и затонул около 19:12. На броненосце погибли 866 человек. Один из последних русских выстрелов сделал "Сисой Великий", попавший 305-мм снарядом во флагман Камимуры и чуть было не выведший его из строя, но к счастью для японцев, снаряд не разорвался.

С наступлением ночи эскадру русских броненосцев возглавил "Император Николай I" и увеличил её скорость до 12-13 узлов. Из оставшихся броненосцев наиболее тяжёлые повреждения получил "Орёл": у носового 305-мм левого орудия была оторвана часть ствола, в кормовой башне оставалось лишь 2 снаряда. Из башен среднего калибра в строю осталась только правая носовая башня. Броненосец принял около 300 тонн воды и находился на грани опрокидывания. На "Сисое" и "Наварине" башни главного калибра были в исправности, но оба имели пробоины в носовой небронированной части, через которые вода затапливала отсеки, при этом на "Наварине" её удавалось откачивать, а на "Сисое Великом" помпы не справлялись. На "Адмирале Нахимове" носовую барбетную установку заклинило, ещё две вращались вручную. Корабли 3-го броненосного отряда пострадали незначительно, только "Адмирал Ушаков" имел дифферент на нос вследствие пробоины в носовой оконечности.

Русские миноносцы непосредственно в бою не участвовали, занимаясь в основном спасательными операциями. "Буйный" (повредил винт о плавающие обломки), "Бравый" (получил попадание снарядом в кочегарку). Особенно отличился "Блестящий", бросившись под обстрелом поднимать из воды моряков с "Осляби", хотя сам уже получил попадание снарядом с затоплением помещений. В ходе этой операции миноносец получил второе попадание, которым был убит командир. Экипаж "Буйного" также проявил инициативу и мужество при спасении людей. Зато "Бедовый" в нарушение всех приказов бросил повреждённый "Суворов" и самовольно присоединился к отряду крейсеров. "Быстрый" также не оказал помощи "Суворову" и просто шёл под защитой броненосцев. Все миноносцы к концу боя оказались под защитой левого, нестреляющего борта русских броненосцев.

С наступлением сумерек адмирал Небогатов повернул круто влево на 8 румбов без всякого сигнала. Остальные броненосцы совершили поворот "все вдруг", при этом значительно нарушив строй. Это больше походило не на манёвр, а на беспорядочное отступление в направлении от противника, то есть как раз в сторону русских крейсеров и миноносцев. Однако Энквист поднял сигнал крейсерам "Следовать за мной", повернул на юго-запад и дал полный 18-19-узловой ход. За ним последовали все крейсера, кроме "Изумруда" и "Алмаза", на которых сигнал замечен не был. В результате Энквист бросил и потерял в ночи свои броненосцы, не защитив их от минных атак, увел почти все крейсера от эскадры, при этом бросив три отставших крейсера.

Пять русских броненосцев некоторое время уходили на юг, но в 21:00 Небогатов вновь лёг на курс северо-северо-восток. Благодаря светомаскировке они были малозаметны. Неприятельские миноносцы отгонял крейсер "Изумруд", державшийся близ флагмана. Не имея возможности выдержать 13-узлового хода "Адмирал Ушаков", получивший пробоину, начал отставать; со временем "Адмирал Сенявин" и "Генерал-адмирал Апраксин" обогнали его и он потерялся. Остальные корабли группы Небогатова благополучно избежали минных атак и ушли на север.

Три оставшихся корабля 2-го броненосного отряда во главе с "Сисоем Великим" отстали, поскольку медленно заполняющийся водой броненосец также шёл на небольшой скорости. Концевой "Адмирал Нахимов", для отражения минных атак первым стал использовать прожектора, чем только облегчил задачу противнику. Получив торпеду в носовую часть правого борта и имея возможности справиться с поступлением воды, с креном на правый борт и дифферентом на нос корабль выключил прожектора и развернулся на запад, рассчитывая достичь Корейского берега и вдоль него идти во Владивосток. Всю ночь ведя упорную борьбу за живучесть, экипаж крейсера убедился, что удержать корабль на плаву не удастся. Став на якорь у северной оконечностьи острова Цусимы крейсер приступил к спуску шлюпок для спасения экипажа. Когда 15 мая в 6:00 к крейсеру стал приближаться эсминец "Сирануи" и вспомогательный крейсер "Садо-Мару", командир приказал взорвать корабль, но подрывные патроны не сработали. Около 8:00 крейсер пошёл ко дну.

Броненосец "Наварин" обошёл "Сисоя Великого", но около 22:00 получил попадание торпедой в корму с левого борта. Вода стало быстро заполнять корабль, который 4-узловым ходом пошёл к ближайшему берегу, но около 2:30 три эсминца атаковали броненосец с обоих бортов. Он получил ещё два попадания торпедами, стал крениться на правый борт, затем перевернулся и затонул. Из 622 человек экипажа удалось спастись только 3 матросам.

Оставшийся один "Сисой Великий" энергично отражал атаки и маневрировал. Но поступление воды через пробоину в носу так и не удалось остановить, и корабль все больше садился носом. В 23:15 он был торпедирован в кормовую часть с правого борта, лишившись возможности управляться. Тонущий корабль задним ходом попытался достичь острова Цусима, где около 03:00 утра встретил крейсер "Владимир Мономах" и миноносец "Громкий". На просьбу принять к себе экипаж с крейсера ответили, что он также тонет, поэтому команда стала сколачивать спасательные плоты. В 07:20 броненосец был обнаружен японскими вспомогательными крейсерами "Синано-Мару", "Тайнин-Мару", "Явата-Мару". На вопрос японцев о том, сдается ли корабль, командир ответил утвердительно. Тогда японская команда подняла на корабле свой флаг, хотя и не смогла спустить Андреевский, а затем начала свозить команду. В 10:05 "Сисой Великий" перевернулся и затонул.

Крейсера отряда Энквиста на 18-узловой скорости уходили на юго-запад. Около 20:00 отстал "Владимир Мономах", около 21:00 — "Дмитрий Донской", около 22:00 — "Светлана". "Олег", "Аврора" и присоединившийся по собственной инициативе "Жемчуг" в течение ночи отразили три торпедные атаки и сделали три попытки повернуть на север для прорыва во Владивосток, но каждый раз после этих поворотов им встречались неприятельские миноносцы. В итоге крейсера каждый раз поворачивали на курс юго-запад. К полуночи из-за многочисленных ночных манёвров на крейсерах потеряли представление о своём местоположении, только под утро определились по звёздам. Считая, что остатка ночи уже не хватит для прорыва мимо неприятельских сил Энквист решил уходить на юг. В 3:00 "Олег", "Аврора" и "Жемчуг" вышли из пролива в южном направлении, постепенно сбавив ход до 10 узлов.

Отставший крейсер "Владимир Мономах" повернул на север. С крейсера несколько раз открывали огонь по миноносцам, причём были обстреляны "Бедовый" и "Громкий". Опасаясь ещё раз обстрелять своих, крейсер подпустил к себе японский миноносец, который с короткой дистанции выпустил торпеду в правый борт. Корабль начал заполняться водой, несмотря на все попытки экипажа остановить её распространение, и к утру вода подошла уже к топкам последней незатопленной кочегарки. При этом корабль несколько раз подвергался минным атакам, которые были отражены с помощью "Громкого". Командир решил идти к острову Цусиме, людей свезти на берег, а корабль затопить. Миноносцу "Громкий" было приказано прорываться во Владивосток. К этому времени японские вспомогательные крейсера "Садо-Мару" и "Манджу-Мару" обнаружили корабль и открыли по нему огонь, желая принудить к сдаче. Тогда капитан корабля приказал открыть кингстоны. Японцы, убедившись, что корабль тонет, высадились на него со шлюпок и заставили командира и старшего офицера покинуть корабль. Часть команды была снята шлюпками, часть высадилась на берег острова Цусима, а сам корабль затонул около 10:30.

Пока японские миноносцы проводили атаки на русские корабли, главные силы японского флота отошли на север в Японское море, чтобы днем перехватить русскую эскадру. Отряд контр-адмирала Небогатова — эскадренные броненосцы "Император Николай I", "Орёл", броненосцы береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин", "Адмирал Сенявин" и крейсер "Изумруд" был обнаружен японским 5-м боевым отрядом в 05:20 утра в 100 милях к югу от Дажелета. Управляемые по радио японские боевые отряды сжимали кольцо вокруг русских кораблей. С 9:30 отряд сопровождали крейсера Камимуры. Небогатов попытался было атаковать, пойдя на сближение, но Камимура, пользуясь превосходством в скорости, отвернул в сторону, так как дожидался подхода своих броненосцев. К 10:00 русские корабли были окружены с севера и северо-востока 4-м и 5-м боевыми отрядами, с запада и юго-запада 1-м и 2-м боевыми отрядами Того и Камимуры, а с юга 6-м боевым отрядом, возле которого также держался крейсер "Читосэ".

Подойдя на 43-60 кабельтов, главные силы противника открыли огонь, на который отвечал несколькими выстрелами эскадренный броненосец "Орёл". Контр-адмирал Небогатов оказался в безвыходной ситуации. "Император Николай I" обладал устаревшей недальнобойной артиллерией и, кроме того, в ходе дневного боя расстрелял почти все фугасные снаряды, а бронебойные на больших дистанциях были неэффективны. "Орёл" остался практически без артиллерии: у него мог действовать только один ствол 305-мм орудия, почти все 152-мм орудия вышли из строя. Броненосцы береговой обороны уступали противнику в дальнобойности орудий, а все броненосцы в целом безнадёжно уступали в скорости.

В этой ситуации контр-адмирал Небогатов по совету раненого командира своего корабля единолично принял решение о сдаче. В 10:34 на флагмане был поднят флажный сигнал "XGE", что по международному своду означает "Сдаюсь". Поскольку японцы сигнала не разобрали и продолжали стрельбу, то по приказу Небогатова были спущены стеньговый и контр-адмиральский флаги, и подняты сначала белый, а затем и японский флаги. Остальные корабли отряда, кроме "Изумруда", после некоторых колебаний отрепетовали все эти сигналы. Противник заметил это и прекратил огонь, а в 10:53 адмирал Того подтвердил согласие принять сдачу. Под конвоем корабли пошли в японские порты, причём на броненосце "Орёл" была сделана попытка затопить корабль путём открытия кингстонов, вовремя замеченная и пресечённая японцами. В плену моряки сдавшихся без боя кораблей встретили резко неприязненное отношение со стороны прочих русских пленных.

Отставший из-за пробоины броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков" следовал тем же курсом, что и Небогатов. Корабль получил дифферент на нос и плохо слушался руля. Скорость не превышала 10 узлов. Около 15:30 он увидел прямо по курсу основные силы японского флота, от которых на перехват были отделены броненосные крейсера "Ивате" и "Якумо". Броненосец повернул на юг, на офицерском совете ещё ночью решили сражаться "до последней крайности", а затем уничтожить корабль. Около 16:30 японцы нагнали русский броненосец и предложили сдаться, сообщив, что флагман сдался. Но командир капитан 1 ранга Владимир Николаевич Миклуха (младший брат известного русского учёного и путешественника Николая Николаевич Миклухо-Маклая) приказал открыть огонь, взяв курс на сближение с противником.

В ходе боя броненосец маневрировал, но из-за износа каналов стволов и выхода из строя дальномеров снаряды ложились с большим разбросом и с недолётами. Огонь из 120-мм орудий было вести невозможно из-за слишком большой дистанции до цели. Японские снаряды поражали правый борт броненосца, производя разрушения в небронированных оконечностях и батарее. Вскоре в носовой башне вышла из строя гидравлика. Башню поворачивали ручным приводом. Через 30 минут боя из-за крена наведение вообще стало невозможным, могло вести огонь только одно 120-мм орудие. Тогда командир приказал экипажу спасаться, а корабль затопить через открытие кингстонов и подрыв циркуляционных помп в машинном отделении. Японцы продолжали огонь по тонущему кораблю, пока он в 17:48 не скрылся под водой, а затем спустили шлюпки для принятия людей. Сам командир корабля погиб.

Крейсер "Изумруд", увидев в 10:34 сигнал своего флагмана о сдаче, форсировал ход до 21,5 узлов, проскочил между 1-м и 2-м японскими боевыми отрядами и ушёл в направлении Владивостока, ставя при этом радиопомехи переговорам японских кораблей. Но вскоре скорость корабля упала до 15 узлов. Командир крейсера, капитан 2 ранга барон Василий Николаевич Ферзен, державшийся во время боя безупречно, неожиданно запаниковал. Вести корабль во Владивосток он побоялся, так как опасался подорваться на минах заграждения вблизи порта. Тогда он пошёл в залив Владимир и на большой скорости выскочил на камни мыса Ореховый. Хотя днище не было серьёзно повреждено, и корабль можно было снять с камней впоследствии спасательными судами, командир приказал немедленно взорвать корабль. Экипаж направился во Владивосток сухим путём, выполняя попутно приказ тыловых служб — собрать из окрестных деревень стадо крупного рогатого скота для обеспечения войск провиантом. Так они и явились домой — с коровами вместо крейсера.

Крейсера отряда Энквиста "Олег", "Аврора" и "Жемчуг" утром 15 мая были в Восточно-Китайском море. Они собирались отправиться в Шанхай для дозаправки углем с целью последующего перехода во Владивосток вокруг Японии. Однако рассчитав, что им не хватит положенных по международному праву 24 часов для заправки углем и ожидая, что они будут блокированны в Шанхае якобы преследующим их японским отрядом, решили идти в Манилу, бывшую тогда под протекторатом США. После захода в Манилу, 20 мая русские корабли были интернированы по распоряжению американских властей и с разрешения русского правительства.

Крейсер I ранга "Светлана", отставший от отряда Энквиста, с дифферентом на нос уходил на север в сопровождении миноносца "Быстрый". Около 07:00 за кормой показались нагонявшие "Светлану" крейсера "Отова", "Ниитака" и эсминец "Муракумо". Около 8:30 крейсер открыл огонь по "Отове". Миноносец "Быстрый" держался со стороны правого борта крейсера, "Муракумо" — с левого, вне дальности стрельбы. Оба японских крейсера догоняли "Светлану" с левого борта. Имея возможность вести бой только двумя кормовыми 152-мм орудиями, крейсер получил несколько пробоин у ватерлинии. Когда закончились все снаряды и были полностью выведены из строя машины, командир приказал экипажу эвакуироваться в воду, а крейсер затопить открытием кингстонов. "Светлана" скрылась под водой в 11:08. Японцы продолжали огонь до полного затопления корабля, и многие русские моряки погибли от взрывов уже в воде.

Крейсер "Дмитрий Донской", также отставший от отряда Энквиста, обошёл ночью с востока броненосцы и шёл во Владивосток в сопровождении миноносцев "Буйный", "Бедовый" и "Бравый". Из-за выхода из строя котла он не мог развить скорость более 13,5 уз. Ночью радиостанция крейсера ставила помехи радиопереговорам японцев. Около 07:00 утра из-за нехватки угля на "Буйном" отряд остановился для пересадки с "Буйного" офицеров штаба эскадры на "Бедовый", а 204-х человек, спасенных с "Осляби", — на крейсер. После этого "Бедовый" и "Грозный" ушли в направлении Владивостока, а "Дмитрий Донской" и "Буйный" пошли 10-11 узовой скоростью в том же направлении. Но миноносец "Буйный" отставал и было принято решение утопить миноносец. Из-за износа канала ствола 152-мм орудия миноносец был затоплен только 8-м выстрелом.

Около 16:00, когда крейсер был уже в виду острова Дажелет, его нагнали с правого борта крейсера 4-го боевого отряда "Нанива", "Такатихо", "Акаси", "Цусима" и эсминцы "Оборо", "Акэбоно" и "Инадзумо". С левого борта приближались потопившие "Светлану" крейсера "Отова" и "Ниитака" с эсминцами "Асагири" и "Сиракумо". Командир корабля капитан 1-го ранга Иван Николаевич Лебедев решил сражаться до последнего, а затем разбить крейсер о скалы. Левые орудия "Дмитрия Донского" стреляли по "Отове", правые — по "Наниве". "Дмитрий Донской" сражался до наступления темноты с чрезвычайным упорством, вызвал пожар на "Отове" и сделал пробоину у ватерлинии на "Ниитаке", но сам получил до 15 пробоин в районе ватерлинии, временно лишался управления из-за выхода из строя рулевого устройства, расстрелял почти весь боезапас и потерял всю артиллерию на верхней палубе выведенной из строя. Командир был смертельно ранен. Тем не менее, корабль сумел затянуть бой до темноты и ушёл в тень острова Дажелет, где сумел отбить все торпедные атаки японских миноносцев. Ночью принявший на себя командование старший офицер корабля капитан 2-го ранга Константин Платонович Блохин принял решение свезти людей на остров Дажелет и затопить крейсер. На рассвете "Дмитрий Донской" отошёл от берега и был затоплен.

Крейсеру "Алмаз" повезло. Во время вечерних торпедных атак он сначала держался у броненосцев, а затем ввиду малой эффективности стрельбы своих 75-мм орудий в 21:15 принял решение прорываться во Владивосток самостоятельно. Идя 16-узловым ходом, крейсер 16 мая в 11:30 прибыл в залив Стрелок, а оттуда — во Владивосток, первым принеся печальную весть о гибели эскадры.

Миноносец "Безупречный" шедший самостоятельно на север, утром был обнаружен японским крейсером "Читосэ" и эсминцем "Ариаке". Принял артиллерийский бой и около 05:11 погиб со всем экипажем — 73 человека.

Миносносец "Быстрый" в конце боя "Светланы" около 11:00 дал полный ход и направился к корейскому берегу, поскольку угля до Владивостока ему не хватало и он надеялся получить уголь со "Светланы". Его стали преследовать эсминец "Муракумо" и крейсер "Ниитака", стрелявший из носовых орудий. "Быстрый" безуспешно выпустил торпеды по "Муракумо" и в 11:50 выбросился на прибрежную отмель в районе мыса Йончхугап. Экипаж (83 человека, вместе со спасенными с "Осляби") предпринял попытку пешком добраться до Владивостока, но к вечеру был взят в плен японским десантом, высадившимся со вспомогательного крейсера "Касуга-Мару". Моряки с "Быстрого" стали отдалёнными прототипами героев фильма "Берег спасения".

Миноносец "Громкий" утром запросил у командира "Владимира Мономаха" разрешения прорываться во Владивосток самостоятельно, но получил приказ оставаться при тонущем крейсере. Когда в виду показались японские вспомогательные крейсера миноносец дал полный ход 24 узла, но его стали преследовать эсминец "Сирануи" и миноносец № 63. Преследователи не отставали и нагнали миноносец у мыса Чансугап (Корея) около 08:00 утра. "Громкий" сражался исключительно мужественно и искусно. Но после попадания снаряда в кочегарку ход упал до 17 узлов. Вскоре на миноносце остались один котел, одна 47-мм пушка и один пулемет. После израсходования всего боезапаса и полной остановки машин люди вели бой из винтовок, а затем на миноносце были открыты кингстоны и в 12:45 затонул.

Миноносцы "Бедовый" (под флагом адмирала Рожественского) и "Грозный" после того, как утром ушли от крейсера "Дмитрий Донской", двигались экономическим 12-узловым ходом в северном направлении. Около 15:00 они были обнаружены японскими эсминцами "Сазанами" и "Кагеро" в 30 милях южнее острова Дажелет. Противник приближался, но флагманский "Бедовый" ход не увеличивал. С "Грозного" запросили, что происходит, и находившийся на мостике флаг-капитан (начальник штаба) эскадры приказал "Грозному" следовать во Владивосток самостоятельно. "Кагеро" погнался за "Грозным", а "Сазанами" остался при "Бедовом". Не сделав ни одного выстрела по противнику, примерно равному по силе и скорости, даже не попытавшись уйти, "Бедовый" был сдан своим командиром по инициативе флагманского штурмана эскадры полковника Филипповского и флаг-капитана эскадры капитана 1-го ранга Клапье-де-Колонга. В плен попал весь штаб эскадры вместе с контуженным в голову командующим вице-адмиралом Рожественским.

Уходя от "Кагеро" миноносец "Грозный" маневрировал, стрелял из носового 75-мм орудия и сам попадал под огонь кормового 76-мм орудия противника. Оба корабля получили попадания, затем "Кагеро" около 16:30 отстал, а на русском миноносце из-за острой нехватки угля и опасения появления других сил противника отказались от первоначальной идеи догнать "Кагеро" и снова его атаковать. К 07:00 16 мая "Грозный" дошёл до острова Аскольд, принял уголь и 17 мая прибыл во Владивосток.

Миноносец "Бравый" перед рассветом потерял крейсер "Владимир Мономах" и направился во Владивосток самостоятельно, проложив курс вдоль берегов Японии. Для маскировки мачты были срублены, а трубы днем красились в белый цвет. Миноносец обошёл с востока зону боевых действий и утром 17 мая дошёл до острова Аскольд. При этом из-за полного израсходования угля пришлось жечь в топке деревянные части корпуса, машинное масло и т. п. Подняв с помощью воздушного змея антенну радиотелеграфа, "Бравый" связался с базой, и высланный навстречу миноносец повёл его в порт. "Бравый" стал третьим и последним кораблем эскадры, пришедшим во Владивосток.

Миноносец "Блестящий", имея заполненными водой носовые отделения и повреждённый руль, встретился утром в Восточно-Китайском море с миноносцем "Бодрый". Постепенно "Блестящий", переборки которого стали сдавать, заполнился водой. Чтобы ускорить потопление корабля, на нём были открыты кингстоны; личный состав вместе с 8 спасенными с "Осляби" был переведен на миноносец "Бодрый". Сам "Блестящий" затонул около 05:00 утра.

Приняв людей с "Блестящего", миноносец "Бодрый" направился в Шанхай для пополнения запасов угля с целью последующего перехода во Владивосток. Шли в штормовых условиях, уклоняясь от всех встречных судов, так как подозревали в них японцев. Однако уголь кончился ещё в море и четыре дня команда дрейфовала в 90 милях от берега, пытаясь пользоваться приливными течениями. Запасы пресной воды и провизии почти закончились. 20 мая проходящий мимо английский пароход "Квейлин" взял миноносец на буксир и довел его до Шанхая, где "Бодрый" был интернирован китайскими властями до конца войны.

Транспорт "Иртыш" из-за крупной пробоины у ватерлинии получил дифферент на нос, и крен на левый борт. Поэтому он быстро остал от эскадры и пошёл вдоль японского берега на север, рассчитывая в случае затопления свезти людей на сушу. Несмотря на подведенный пластырь, вода продолжала поступать в корпус судна, поэтому пришлось подойти к берегу у Вака-Мура. Команда была переправлена на сушу при активном участии местных японских рыбаков, а само судно затонул.

Буксирный пароход "Свирь" благополучно прибыл в Шанхай 16 мая, где был интернирован китайскими властями до конца войны. Транспорты "Корея" и "Анадырь" вместе ушли на юг. Около 09:00 из-за недостатка угля "Корея" отделилась и пошла в Шанхай, где 17 мая также была интернирована. "Анадырь", имевший на борту около 7 тыс. тонн угля для эскадры, не заходя ни в один порт и держась вдали от оживлённых морских путей, 14 июля прибыл в порт Диего Суарес (Мадагаскар), откуда вернулся на Балтику. Это был самый "счастливый" корабль несчастной эскадры, в т.ч. и потому, что не имел потерь в людях.

Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 5045 и ранеными 363 человека. В плен попали 7282 человека, включая двух адмиралов. На интернированных кораблях остались 2110 человек. Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами — 21, сдались в плен или были захвачены 7, интернированы в нейтральных портах до конца войны 6 кораблей. Таким образом, для продолжения боевых действий могли быть использованы только крейсер "Алмаз", миноносцы "Бравый" и "Грозный", а также большой транспорт "Анадырь".

Потери японцев (по донесению Того) составили 116 человек убитыми и 538 ранеными. Японский флот в результате огневого воздействия потерял только два маленьких миноносца — № 34, 35 и третий № 69 — в результате столкновения с другим японским миноносцем.

Все участники сражения были поражены разницей в повреждениях русских и японских кораблей: последствия от разрывов русских снарядов были невелики, около трети снарядов не разрывалось и оставляли только отверстия, равные своему диаметру. При разрыве японских снарядов образовывалась туча мелких осколков, часто задерживаемых даже матерчатыми препятствиями. При разрыве русских снарядов образовывались несколько крупных осколков, но их сила была очень слаба. Иначе говоря, отмечалось низкое бризантное действие русских снарядов.

Непосредственным следствием Цусимского сражения стало окончание Русско-японской войны (1904-1905) с явным перевесом в пользу Японии. Следствием поражения России в войне была потеря престижа военной мощи империи. Из страны, имевшей третий флот в мире, Россия, потерявшая почти все главные силы своего флота, превратилась во второстепенную морскую державу. Падение престижа России в глазах мировых держав привело к дестабилизации баланса сил в мире, что стало одной из многих причин Первой мировой войны.

Во внутренней политике поражение в Цусимской битве и в войне привело к резкому нарастанию революционного движения, росту национального сепаратизма и дискредитации династии Романовых и вообще руководства страны. Поражение привело к громадным материальным потерям, следствием которых стали не менее громадные внешние займы, т.е. рост финансовой зависимости России, что стало одним из существенных факторов для вступления России в Первую мировую войну и гибели Российской империи.

На главную страницу