13 мая 1930 Фритьоф Нансен (1861-1930)

Фритьоф (молное имя — Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен) родился 10.10.1861. Отец, Бальдур Нансен (1817—1885), был юристом. Мать — баронесса Аделаида Йоханна Текла Исидореа Ведель-Ярлсберг (1832—1877), из рода немецкого происхождения, ведущего начало от князей Нассау-Зиген.

Отец был строгим и в семье поддерживались порядок и дисциплина, а также преклонение перед спортом, особенно лыжным — его культивировала Аделаида Нансен. Фритьофа стали приучать к лыжам с двух лет. У детей не было покупных игрушек, Фритьоф сам мастерил себе лук со стрелами, удочки, мельнички на ручье. В подростковом возрасте ему с братом Александром разрешалось много времени проводить в лесу. В 10 лет Нансен попытался прыгнуть с трамплина и не покалечился лишь чудом. Уже с 15 лет он регулярно участвовал в лыжных соревнованиях вместе со старшим (единоутробным) братом Эйнаром Бёллингом

В школе Фритьоф не проявлял способностей, отличался упрямством и самоуверенностью, охотно участвовал в драках. Неусидчивость не мешала занятиям любимыми предметами: математикой и физикой. Однажды он попробовал самостоятельно изготовить ружьё из обрезка водопроводной трубы и во время его испытаний едва не лишился глаза.

В 1877 скоропостижно умерла мать. Старшие братья к тому времени уже покинули родительский дом, при Бальдуре Нансене оставались Фритьоф и Александр. Отец продал усадьбу и переехал в Кристианию (ныне Осло). В том же году Нансен поставил мировой рекорд по гонкам на коньках на 1 милю (1,6 км), а в следующем году в первый раз стал победителем национального чемпионата по лыжным гонкам. Всего он выиграл этот чемпионат двенадцать раз.

В 1880 Фритьоф окончил школу, получив высшие оценки по естественным наукам и черчению. После долго колебания он поступил в Кристианийский университет, выбрав зоологию считая, что её изучение связано с постоянным пребыванием среди природы. В 1881 он завоевал второе место в национальных состязаниях по бегу на коньках.

Для изучения биологии тюленей Фритьоф отправился в плавание по Ледовитому океану на шхуне "Викинг". Во время плавния Нансен обнаружил во льдах плáвник — дерево, вынесенное в океан рекой. Оказалось, что дерево доставлено льдами из Сибири. Это натолкнуло Нансена на мысль, что существует постоянный дрейф льда, который может быть использован для экспедиции в Северный Ледовитый океан. Впоследствии он обнаружил буроватый налёт на многолетнем льду и выяснил, что налёт состоит из пыли и комочков ила, происходящих из Сибири. Были найдены и диатомеи, что ещё больше убедило Нансена, что между северным побережьем Сибири и восточным побережьем Гренландии существует течение.

Вернувшись из Арктики, Нансен не стал восстанавливаться в университете, а устроился на вакантное в то время место препаратора отдела зоологии в Бергенском музее и прослужил на этом посту шесть следующих лет. Нансена опекал Герхард Армауэр Хансен — первооткрыватель возбудителя проказы, который познакомил Фритьофа с дарвинизмом и привил ему атеистические взгляды.

В феврале 1884 он поставил очередной спортивный рекорд: в одиночку совершил переход через горы из Бергена в Кристианию, после чего принял участие в соревнованиях в прыжках с трамплина в Хусебю и выиграл их.

2.04.1885 от повторного инсульта скончался отец Фритьофа. Вскоре после этого Нансену была присуждена золотая медаль Фриеле за первую его научную работу — "Материалы по анатомии и гистологии мизостом". Нансен попросил выдать ему медаль в бронзе, а разницу в стоимости выплатить наличными для поездки в Европу. В 1886 вышла вторая его работа, основанная на материалах европейской поездки, — "Структура и состав гистологических элементов центральной нервной системы", ставшая основой докторской диссертации.

Впервые замысел пересечь ледниковый покров Гренландии зародился у Нансена летом 1882 на борту шхуны "Викинг". В 1883 он прочитал в газете заметку, в которой описывалось благополучное возвращение Норденшельда из гренландской экспедиции. Особенно Нансена поразили слова сопровождавших шведского исследователя саамов, что поверхность ледника очень удобна для лыж и позволяет в кратчайший срок пройти огромные расстояния.

Нансен обратился к Норвежской академии наук с просьбой о финансировании экспедиции, однако ему было отказано. Выручил датский предприниматель Августин Гамель (1839—1904), предоставил Нансену средства. Нансен с радостью принял дар, за что подвергся нападкам норвежских патриотов.

Экспедиция отправилась в путь 2.05.1888. Нансен вместе с пятью товарищами через Данию, Шотландию и Исландию добрался до восточного побережья Гренландии. 17 июля произошла высадка на плавучие льды в 20 км от побережья. Ценой огромных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и 17 августа достигла побережья. Дальше шли на лыжах через неизвестную территорию, при этом на каждого приходилось более 100 кг груза. Морозы достигали -40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров. 3.10.1888 экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на дистанцию около 470 км. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.

Ещё 6 октября, добравшись до побережья, Нансен узнал, что они опоздали на последний пароход, шедший на родину. Предстояла зимовка в Готхобе: Нансен категорически отверг предложение датского губернатора жить в его доме и поселился в эскимосском жилище с целью изучить изнутри жизнь этого народа. Он участвовал в охоте и рыбной ловле эскимосов, неплохо овладел гренландским языком. 15.04.1889 в Готхоб прибыл пароход "Видбьёрн", на котором члены экспедиции отплыли в Копенгаген. На родину они вернулись пароходом "Мельхиор" 30.05.1889 как триумфаторы.

Нансен получил в ознаменование своих заслуг две награды: медаль "Веги" Шведского общества антропологии и географии и медаль Виктории Королевского географического общества Великобритании. Датское правительство вручило ему орден Данеброг, в Норвегии ему был вручён орден Св. Олафа. Энтузиазм населения и элиты был так велик, что в 1890 было основано самостоятельное Географическое общество Норвегии.

По результатам экспедиции Нансен написал две книги: двухтомную "На лыжах через Гренландию" и этнографическое описание "Жизнь эскимосов". В частности, он считал, что эскимосы Гренландии живут в условиях коммунизма, а т.н. "прогресс" разрушает их по-своему совершенную традиционную культуру, в которой нет запретов, насилия и даже бранных слов, и призвал немедленно деколонизировать остров и прекратить приобщение эскимосов к достижениям цивилизации.

В результате экспедиции была опровергнута гипотеза А. Норденшельда о существовании оазисов во внутренних областях острова. Чрезвычайно важным был вывод Нансена о том, что Гренландский ледник следует считать довольно точной моделью четвертичного оледенения, оказывающего влияние на атмосферные процессы Северного полушария. Важным открытием было то, что поверхность Гренландского ледника не ледяная, а снежная, и даже в самое тёплое лето количество выпавшего снега не уменьшается вследствие таяния.

6.09.1889 Нансен женился на Еве Сарс (1858—1907). Помимо музыки, она увлекалась живописью, а также лыжным спортом. Одним из условий помолвки было согласие Евы на участие Нансена в походе на Северный полюс.

Для достижения Северного полюса Нансен собирался использовать существование морского трансполярного течения, проходящего от района Берингова пролива через околополюсное пространство в Гренландию. Для этого необходимо построить судно возможно меньших размеров и возможно более прочное. Самое важное в судне — его способность выдерживать давление льда, для этого борта должны быть округлой формы, чтобы давление льдов выжимало корпус на поверхность. На случай, если произойдёт несчастье и придётся эвакуироваться, или, напротив, экспедиция будет вынесена к берегам неизвестной суши, Нансен намеревался использовать ездовых собак.

В России план Нансена сразу же встретил самое благожелательное отношение. По просьбе правительства Норвегии Министерство иностранных дел Российской империи снабдило Нансена "рекомендательным листом" подобным тому, который был выдан Норденшельду при плавании вдоль северных российских берегов, а российское Министерство внутренних дел оповестило прибрежные власти Архангельской и всех сибирских губерний об этой экспедиции и распорядилось оказывать ей всевозможную помощь. Главное гидрографическое управление прислало Нансену копии всех имеющихся в России карт полярных морей. Русский арктический исследователь Эдуард Васильевич Толль совершил в 1892 тяжелейшую поездку на Новосибирские острова, где заложил для Нансена три эвакуационных базы. Толль же закупил для Нансена 40 остяцких и 26 якутских собак, которых должны были доставить к побережью Югорского шара и устью реки Оленёк.

На выделенные норвежским стортингом средства в Ларвике (Норвегия) было построено судно в соответсвии с требованиями Нансена. Спуск на воду прошёл 26.10.1892. Руководила церемонией Ева Нансен, она же окрестила судно "Фрамом" ("Вперёд").

"Фрам" отплыл 24.06.1893 с норвежский экипажем из 13 человек из залива Пиппервик, где находилась усадьба Нансена "Готхоб", направляясь на восток вдоль побережья России. Мыс Челюскин (на Таймыре) преодолели 9 сентября в сильную снежную бурю, грозившую вынужденной зимовкой. Отсюда "Фрам" пошёл на север по открытым разводьям, огибая остров Котельный. Сплошные ледовые поля остановили "Фрам" 20 сентября на 78° с.ш., а 5 октября было официально объявлено о начале дрейфа.

К концу января 1895 экспедицию вынесло течением на широту 83° 34? с.ш. 14.03.1895 Нансен вместе с Ялмаром Йохансеном на трёх нартах отправились в поход к Северному полюсу. При этом собаки должны были тащить груз на нартах, а люди идти налегке на лыжах, экономя силы. Поход оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние, слабели и не могли спать собаки, шерстяные костюмы напоминали ледяные доспехи. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между -40

°C и -30

°C. 8.04.1895, достигнув 86°13"36' с.ш. Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс, и они повернули к мысу Флигели. До Северного полюса оставалось около 400 км.

Путь назад оказался не менее тяжёлым. 13.04.1895 вымотанные полярники легли спать, не заведя хронометра, и он остановился. Таблицы, необходимые для расчёта времени, были забыты на "Фраме". 14 апреля Нансен определял широту, долготу и магнитное склонение, но при вычислении гринвичского времени ошибся на 26 минут, что дало погрешность в 6,5° долготы. К тому же направление дрейфа льда сменилось на северное, и это сильно сдерживало полярников.

19 апреля корма для собак к осталось на три дня, и полярники начали забивать самых слабых животных, скармливая их оставшимся. С 22 июня по 23 июля Нансен и Йохансен оказались блокированы сплошными полями тающих торосов. Пришлось убить последних собак и бросить бóльшую часть снаряжения. 10 августа Нансен и Йохансен добрались до архипелага, которому Нансен дал имя Белая Земля — это были самые северные отроги Земли Франца-Иосифа. 28 августа Нансен принял решение остаться на зимовку. Они построили из моржовых шкур и камней землянку. Полярники питались исключительно медвежьим и моржовым мясом и салом, оставив взятые с "Фрама" припасы для пути на следующий год.

21.05.1896 зимовщики выступили в дальнейший путь, рассчитывая добраться до архипелага Шпицберген. Передвигаться приходилось пешком, разводья преодолевались на каяках. 12 июня едва не произошла катастрофа: сильным ветром связанные каяки были унесены в море. Нансен, рискуя жизнью, доплыл до каяков и вернул имущество, сложенное на их борту. 15 июня Нансен едва не утонул, когда морж распорол парусиновый борт каяка.

17.06.1896 зимовщики случайно встретились с экспедицией Фредерика Джексона, который находился на мысе Флора. 26.07.1896 на мыс Флора прибыла яхта Windward, на которой Нансен и Йохансен вернулись в Норвегию. "Фрам" прибыл в Скьервё 20 августа, не претерпев никаких повреждений и с командой в полном составе. Возвращение "Фрама" превратилось в национальный праздник. Нансен был награждён Большим крестом ордена Св. Олафа, награждены были и другие участники экспедиции.

Хотя Нансену не удалось достигнуть Северного полюса, экспедиция доказала, что в его районе отсутствует суша. Нансен открыл, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли. Кроме того, Нансен впервые подробно описал процесс роста и таяния паковых льдов, а также описал феномен "мёртвой воды".

В 1897 Нансена назначили профессором университета Кристиании с освобождением от чтения лекций до окончания обработки научных материалов экспедиции. Эта работа заняла около 10 лет. С 1900 Нансен читал в университете лекции по океанографии, а с 1908 был утверждён профессором океанографии. Нансен стал главным в мире специалистом по полярным исследованиям.

В 1900 Нансен принял участие в океанографической экспедиции на судне "Микаэль Сарс", в ходе которой подтвердил свою давнюю догадку, что в глубинных слоях океана могут образовываться гигантские волны (до 40—50 м высотой), возникающие в результате перемешивания лёгких и тяжёлых слоёв воды с разной температурой, но незаметные с поверхности.

В 1904 Нансен приобрёл 32-тонную яхту "Веслемьё" (норв. — "Дева с гор"), названную в честь цикла песен, которые были написаны для Евы Нансен Эдвардом Григом. Нансен совершал на ней океанографические плавания в 1904, 1909, 1911 и 1912 годах.

В 1905 Нансен принял активное участие в политике. В это время норвежско-шведские отношения особенно обострились. Нансен, став символом национального возрождения Норвегии, включился в борьбу за расширение прав родной страны. Пользуясь всемирной известностью и авторитетом он разъяснял европейской публике истинный статус Норвегии в унии (до того Норвегия изображалась мятежной страной, наподобие Ирландии).

23.09.1905 правительство Швеции согласилось на мирное расторжение унии. Но поручению стортинга Нансен отправился в Копенгаген с секретным поручением — убедить принца Карла Датского занять норвежский престол. 18 ноября стортинг утвердил результаты плебисцита о форме государственной власти и избрал принца Карла королём Норвегии Хоконом VII, его двухлетнего сына Александра — кронпринцем Улафом.

В апреле 1906 Нансен был назначен первым норвежским посланником (в ранге министра) в Великобритании. Его основной задачей было постоянное взаимодействие с представителями крупнейших мировых держав с целью сохранения нейтральной позиции Норвегии и подготовки норвежско-английского договора. Договор был подписан 2.11.1907, после чего Нансен счёл свою задачу полностью выполненной.

В начале 1905 Нансен вступил в любовную связь с Сигрун Мунте — женой и ученицей известного художника Герхарда Мунте. Эта связь, о которой Еве было известно, стала причиной сильнейшего охлаждения в отношениях Нансенов. 21.11.1907 она серьёзно заболела и умерла 9 декабря. После похорон Нансен погрузился в меланхолию: никого не принимал, ни с кем не разговаривал.

Нансен активно помогал Руалю Амундсену в финансировании экспедиции на "Фраме", основав для этого специальный фонд. Амундсен уже тогда решился изменить свои планы — идти к Южному, а не к Северному полюсу, но письмо Нансену с извещением об этом отправил только после выхода из Норвегии. Нансен же выступил защитником Амундсена перед общественным мнением Норвегии и Великобритании, обвинявшим полярника в недобросовестной конкуренции.

На рубеже 1911—1912 годов начался бурный роман Нансена и Кетлин Скотт — жены Роберта Скотта, причём Нансен не прерывал отношений и с Сигрун Мунте.

После смерти сына Осмунда в 1913 Нансен принял участие в путешествие на пароходе "Коррект" по трассе Северного морского пути, в основном с целью исследования возможностей его использования для торговли между Азиатской Россией и Европой. Пересев в устье Енисея (в Дудинке) с "Корректа" на "Омуль" Степана Востротина, полярник поднялся по Енисею до Красноярска. Через Китай по Китайско-Восточной железной дороге доехал до Владивостока. По пути из Владивостока Нансен заехал в Хабаровск, где познакомился с известным русским путешественником, исследователем Уссурийского края Владимиром Арсеньевым, с которым у Нансена завязалась дружба. Затем по Транссибирской магстрали (на тот момент недостроенной) вернулся в Норвегию через Екатеринбург.

С начала мировой войны 1914 Норвегия объявила о своем нейтралитете, так же как и Швеция и Дания. В апреле 1917 в войну вступили США и в связи с этим ввели эмбарго по отношению к Европе. Норвегия столкнулась с проблемой нехватки продовольствия: бóльшая его часть закупалась как раз в Соединённых Штатах. Кроме того, были реквизированы все суда, строившиеся на верфях США для зарубежных заказчиков. Нансен был направлен в Вашингтон в качестве норвежского посланника и после долгих месяцев переговоров смог обеспечить поставки в Норвегию продовольствия и других необходимых товаров. Немалую помощь оказал Нансен и при снаряжении новой экспедиции Амундсена на корабле "Мод".

С апреля 1920 Нансен занимался по линии Лиги Наций вопросами репатриации около полумиллиона военнопленных, разбросанных по разным странам мира, а с 1.09.1921 Нансен занял должность Верховного комиссара Лиги по делам беженцев. Анализируя положение в России, Нансен предсказывал начало серьёзного голода. Он по собственной инициативе занялся проблемой голода в стране, охваченной гражданской войной. Это сильно повредило репутации Нансена, которого стали обвинять в "большевизме". Лига Наций отказалась принять участие в помощи голодающим, и Нансену пришлось привлекать к помощи частные организации.

Работе Нансена по репатриации беженцев препятствовало и то, что у большинства из них не было документальных свидетельств происхождения или гражданства. Нансен предложил идею т.н. "нансеновского паспорта" — удостоверения личности для людей, лишившихся гражданства. В начале 1920-х годов нансеновские паспорта признавали более 50 правительств, это позволяло беженцам на законном основании пересекать границы, искать работу и т.п. Среди обладателей нансеновского паспорта были и всемирно известные деятели, например, Марк Шагал, Игорь Стравинский, Анна Павлова.

Находясь на Лозаннской конференции, Нансен получил известие о присуждении ему Нобелевской премии мира за его заслуги в деле репатриации военнопленных и помощь голодающим в России, а также за вклад, который он внёс своей деятельностью в достижение взаимопонимания между народами и налаживание мирных отношений между странами. Бóльшую часть полученной суммы Нансен истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных станций, остальную часть пожертвовал в пользу греческих беженцев. Вслед за Нобелевской премией Нансен получил такую же сумму от датского издателя Эриксена; эти деньги он также полностью израсходовал на те же цели.

С 1925 года много усилий Нансен посвятил помощи армянским беженцам — жертвам геноцида армян в Османской империи. С тех пор Нансен стал одним из героев армянского народа. Всего от геноцида армян Нансеном было спасено около 320 тыс. человек, которые в дальнейшем по "нансеновским" паспортам смогли получить убежища в различных странах, в том числе в Сирии.

17 января 1919 года Нансен женился на Сигрун Мунте, которая развелась с мужем за год до того. Светское общество не приняло нового брака Нансена, почти прекратилось общение с ним королевской четы.

Последние два года жизни Нансен страдал от сердечных заболеваний и флебита, однако по-прежнему вёл активный образ жизни. Он умер 13.05.1930. На похоронах присутствовали король Хокон VII. Согласно его завещанию, тело Нансена было кремировано. Урна с прахом учёного была захоронена под одной из берёз в "Пульхёгде".

В честь Нансена названы многочисленные географические объекты. Его имя на карте Арктики и Антарктики упоминается 25 раз.


Руаль Амундсен (1872-1928)

Руаль (полное имя — Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен) родился в Борге 16.07.1872. Его отец Йенс Амундсен занимался морской торговлей. Во владении семьи было 20 парусников и пароход, имелась даже собственная судоверфь. Детство Руаля прошло в лесах, окружавших родительскую усадьбу, в компании братьев и соседских детей, в которой Руаль был самым младшим. Одним из его товарищей по играм был будущий исследователь Антарктики Карстен Борхгревинк.

Детей с раннего возраста приучали к спорту. На лыжи Руаля поставили, как только он научился ходить. В школе Амундсен был стабильно худшим учеником, но выделялся упрямством и обострённым чувством справедливости.

После знакомства с историей покорения Северо-Западного прохода и судьбой контр-адмирала Джона Франклина Руаль заинтересовался полярными исследованиями. Существенную роль в определении его жизненных планов сыграло знакомство с известным норвежским полярным исследователем Эйвином Аструпом. Впервые Амундсен побывал на его лекции 25.02.1893, ещё формально числясь студентом университета. 24.06.1893 Руаль был в толпе, провожавшей "Фрам" Нансена: отправлялась национальная норвежская экспедиция к Северному полюсу. В его интересе к полярным исследованиям не было никаких следов мальчишеских мечтаний: приняв решение, Амундсен сразу стал претворять его в жизнь, готовя себя к карьере арктического путешественника. Он ввёл для себя спартанский режим жизни: строгая диета, физические упражнения, сон на открытом воздухе даже зимой, регулярные лыжные походы, чтобы тренировать своё тело и приучить его к выносливости.

После смерти отца в 1886 мать хотела, чтобы младший сын вошёл в состав интеллектуальной элиты страны, для чего перевезла семью в Кристианию; их семейный дом располагался близ королевского дворца. Амундсену пришлось сдавать выпускные экзамены отдельно, как экстерну, и в июле 1890 он с большим трудом получил аттестат зрелости. По настоянию матери Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета Кристиании, но, когда она умерла (9.09.1893), и Руаль бросил университет.

Чтобы на практике подготовиться к получению штурманского звания, Амундсен нанялся на зверобойное судно "Моргенен", и после возвращения с первой путины, в 1894 обратился в министерство внутренних дел с докладной запиской, в которой рассматривался вопрос о заинтересованности Норвегии в получении прав на архипелаг Шпицберген.

Весной 1895 Руаль Амундсен успешно сдал экзамен на штурмана и принял участие в ещё одном промысловом плавании. 3.01.1896 Руаль и его брат Леон, имитируя арктический поход, решили пересечь Хардангерское плоскогорье с востока на запад, но заблудились и ходили по нему кругами. На четвёртый день закончились запасы провизии. На ночёвке Руаля занесло снегом, а от усталости свело судорогой мышцы. Брат Леон сумел откопать его и вытащить на воздух.

7.08.1896 Амундсен нанялся матросом в бельгийскую антарктическую экспедицию на судне "Бельжика" под командованием Адриена де Жерлаша, личный состав которой был интернациональным. Это была единственная экспедиция, в которой Амундсен участвовал в качестве подчинённого. Целью похода было достижение Южного магнитного полюса, в максимальном приближении к нему надлежало высадить четверых зимовщиков с магнитометрическим оборудованием, после чего судно снабжения должно было отбыть в Рио-де-Жанейро и забрать береговую команду следующим антарктическим летом. Зимой 1896—1897 годов будущий полярник переехал в Антверпен для изучения французского языка и прохождения курса навигации. Здесь у него завязался роман с квартирной хозяйкой, которая 24.03.1897 покончила с собой, после чего Амундсену пришлось поспешно покинуть город.

Амундсен был повышен в звании до штурмана и размещён в офицерском отсеке в связи с тем, что в экспедиции оставались вакантные места. Отплыв 16.08.1897 года, "Бельжика" прибыла в Антарктиду 30.01.1898. В первый же день высадки Амундсен совершил лыжный поход по побережью острова Ту Хэммок. 8 марта судно, продвигаясь на юг, было остановлено льдами, предстояла незапланированная зимовка. Дрейф продолжался 13 месяцев и проходил в районах моря Беллинсгаузена, которые до того не посещались людьми из-за крайне тяжёлой ледовой обстановки. Глубины в этих местах превышали 1500 м, так что лот не достигал дна. Судовая команда не должна была зимовать в Антарктике, поэтому на борту было только четыре комплекта полярной одежды, предназначенной для зимовочной партии. Амундсен предложил сшить тёплую одежду из шерстяных одеял красного цвета, имевшихся в избытке на борту.

С наступлением полярной ночи цинга стала главной проблемой экипажа. Амундсен и Кук развернули охоту на тюленей и пингвинов и не ограничивали себя в пище. Вместе с Куком они также экспериментировали с полярным снаряжением, на практике проверив свойства спальных мешков конструкции Аструпа, Нансена и Пири. 5.06.1898 скончался от цинги и осложнений на сердце магнитолог Э. Данко; вскоре матрос-норвежец Толефсен сошёл с ума и попытался пешком уйти в Норвегию. В условиях разложения и деморализации команды вспыхнул конфликт между Амундсеном и руководителем экспедиции де Жерлашем. Жерлаш категорически отвергал все рекомендации норвежца и к июню 1898 уже не вставал. В результате руководство экспедицией перешло к Амундсену. 14.03.1899 "Бельжика" вышла из зоны паковых льдов, вернувшись в Антверпен 5 ноября того же года. Амундсен получил первую из своих наград — кавалерский крест ордена Леопольда.

Вернувшись из Бельгии, Амундсен отбыл на военные сборы, после которых в сентябре 1899 братья Леон и Руаль на велосипедах проехали из Кристиании в Коньяк (Франция). Затем Руаль через Мадрид добрался до Картахены. Оттуда он на барке "Оскар", принадлежавшем его семье, отправился в Пенсаколу (штат Флорида, США). Амундсен вернулся в Европу в апреле 1900, причём во время пребывания в Великобритании собрал себе исчерпывающую библиотечку трудов, посвящённых покорению Северо-Западного прохода. По результатам плавания он был удостоен диплома капитана торгового флота.

Для изучения геофизики в сентябре 1900 Амундсен прибыл в Германскую морскую геофизическую обсерваторию в Гамбурге. Там познакомил его с Фритьофом Нансеном — величайшим из норвежских полярников того времени.

В январе 1901 Амундсен купил подержанную 47-тонную зверобойную яхту "Йоа" и переоборудовал её (был поставлен керосиновый двигатель в 13 л.с. и механизированы парусные лебёдки). В апреле он отправился в полугодовое плавание в Баренцево море, как для испытания судна, так и для проведения океанографических работ под руководством Нансена. Попутно удалось добыть двух китов и нескольких моржей.

Для организации экспедиции по изучению Северо-Западного прохода Амундсену долго не удавалось раздобыть достаточно средств. Наконец с помощью займов и пожертвований (в числе прочих в списке спонсоров был король Оскар II и Фритьоф Нансен) необходимые средства были собраны. 17.06.1903 яхта "Йоа", на борту которой находились все четверо братьев Амундсен, отправилась в путь.

Пройдя Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастер, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса 9 сентября Амундсен остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Кинг-Вильям, которая, как оказалось, продлилась два года. Гавань получила название Йоа-Хейвен. С эскимосами отношения сложились вполне удачно. Однако во время зимовки возникло противостояние между Амундсеном и мотористом Педером Ристведтом. Кроме того кок Адольф Хенрик Линдстрём страдал алкоголизмом, а со временем Амундсен испортил отношения и с другими членами команды.

1.03.1904 Амундсен, Хансен и Ристведт, экипированные по-эскимосски, отправились в санный поход к Северному магнитному полюсу, но в тот день стоял мороз в -53 °С, а вечером температура опустилась до -57 °С. В результате уже утром 5 марта команда вернулась на "Йоа". 16 марта Амундсен и Хансен выступили во второй раз, и 24 апреля достигли позиции Северного магнитного полюса, определённой Джеймсом Кларком Россом в 1831, но за 70 лет полюс изменил положение, и Амундсен вернулся на корабль, проведя в походе семь недель.

Амундсен охладел к магнитным исследованиям и переключился на этнографию эскимосов. Он обнаружил у эскимосов сифилис и настрого запретил команде общаться с местными женщинами. В феврале отношения с эскимосами испортились. Не имея понятия о частной собственности, местные жители позаимствовали съестные припасы из трюмов "Йоа", после чего Амундсен стал относиться к аборигенам крайне воинственно.

13.08.1905 корабль продолжил плавание и уже 26 августа оказался в заливе Маккензи на острове Хершел — месте зимовки китобоев. Амундсен поделился с зимовщиками мучными продуктами. Несмотря на то, что канадское побережье и северные берега Аляски были свободны ото льда, Амундсен решил остаться на третью зимовку.

Поскольку "Йоа" была лишена прямой связи с внешним миром, Амундсен 24.10.1905 на нартах отправился до ближайшего телеграфа в Игл-Сити на Аляске, предолев 700 км. Однако аппарат не работал, и только 5 декабря, преодолев 1300 км, полярник прибыл в Форт-Эгберт — золотопромышленный город на Юконе. К этому времени Норвегия стала независимой страной. По совету Нансена, Амундсен известил о своём успехе нового короля Хокона VII.

Вскоре после возвращения Амундсена на "Йоа" заболел и умер самый младший член команды — Густав Вик. 1.07.1906 "Йоа" смогла сняться с места, и 30 августа в сильный шторм преодолела мыс Барроу. На этом покорение Северо-западного прохода было завершено. 19 октября "Йоа" прибыла в Сан-Франциско, где стеснённый в средствах Амундсен продал яхту норвежскому землячеству, и с командой прибыла в Кристианию.

Слава покорителя Северо-западного прохода должна была использоваться для повышения авторитета Норвегии в мире, Нансен постоянно торопил Амундсена с возвращением из США. Однако результаты доклада Амундсена в Лондоне на заседании Королевского географического общества были более чем скромными, а его визит в Британию вообще не афишировался. Напротив, лекционное турне Амундсена по разным странам Европы проходило чрезвычайно успешно. Поскольку продажа яхты не покрыла долгов, стортинг ассигновал 40 000 крон для покрытия наиболее срочных

Следующей экспедицией Амундсен собирался достигнуть Северного полюса, продрейфовав с полярными течениями через Северный полюс поперёк Северного Ледовитого океана. В то время в мире существовало единственное судно, специально предназначенное для дрейфа в паковых льдах — "Фрам", днище которого имело закруглённую форму, благодаря чему сдвигающиеся льды выталкивали его вверх. Нансен, в чьём распоряжении находился "Фрам" дал своё согласие, а правительство, в чьей собстственности находилось судно, выделило субсидию для его реконструкции.

Осенью 1907 Амундсен отправился в турне по США но собранных средств хватило только для погашения долгов по экспедиции на "Йоа". Вернувшись из Америки, Амундсенкупил себе дом, который получил имя "Ураниенборг".

10.11.1908 Амундсен огласил свой план на заседании Географического общества Норвегии в присутствии Нансена и дипломатического корпуса. На следующий день король Хокон VII и королева Мод пожертвовали будущей экспедиции 30 000 крон. 25.01.1909 Амундсен сделал доклад на заседании Королевского географического общества в Лондоне, встреченный восторженно. Перед заседанием Амундсен был удостоен аудиенции короля Эдуарда VII.

1.09.1909 старый друг и соратник Амундсена американский полярник Фредерик Кук (1865-1940) объявил о достижении Северного полюса 21.04.1908. 7 сентября того же года о достижении Северного полюса объявил и другой американец — Роберт Пири (1856-1920). Амундсен принял мгновенное решение — его целью отныне стал Южный полюс. 13 сентября о своих планах достижения Южного полюса заявил англичанин Роберт Скотт (1868-1912). Началось заочное соревнование — кто первым достигнет Южного полюса.

Амундсен вёл подготовку к экспедиции в строгой тайне. С трудом были собраны необходимые средства. Загрузив собак, необходимые припасы и снаряжение 7.06.1910 "Фрам" вышел из Кристиании (ныне Осло, Норвегия). Только по прибытии на Мадейру Амундсен сообщил экипажу цель экспедиции. Даже Нансен не догадался об истинной цели похода, хотя и недоумевал о множестве собак.

15.01.1911 команда Амундсена высадилась на побережье Китовой бухты и собрала зимовочный дом, получивший имя "Фрамхейм". 4 февраля Китовую бухту посетил барк "Терра Нова" — судно снабжения Роберта Скотта.

Заложив промежуточные склады по пути к полюсу Амундсен решил выступать как можно раньше, но из-за сильного мороза первая попытка оказалась неудачной, трое участников обморозили ноги. Йохансен обвинил в этом Амундсена, который фактически бросил на произвол судьбы остальных членов ээкспедиции. Амундсен отпраил Иохансена с двумя поддеравшими его товарищами во второстепенную экспедицию к Земле короля Эдуарда VII.

В путь к Южному полюсу 20 октября отправились пятеро участников на 4 нартах с 52 собаками. 11 ноября показались Трансантарктические горы, самые высокие вершины получили имена Фритьофа Нансена и дона Педро Кристоферсена (один из спонсоров). 17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, предстоял подъём на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км. В последний рывок на полюс Амундсен брал провианта на 60 дней, 30-дневный запас оставался на складе 84° ю. ш. Собак к этому времени осталось 42.

Подъём на плато начался 18 ноября. Температуры всё это время держались на уровне -20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от горной болезни. Полюса Амундсен и товарищи достигли 14.12.1911. Равнина, окружающая его, была названа именем Хокона VII (Шеклтон назвал её в честь Эдуарда VII). Поскольку теодолит был повреждён, обсервация производилась с помощью секстанта (измерялась высота Солнця в течение 24 часов). По результатам измерения Амундсен переместился на 5,5 миль (8,5 километра) и 17 декабря проделал новый 24-часовой цикл измерений.

На полюсе была оставлена шёлковая палатка "Пульхейм" с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии. Возвращались быстро. Во "Фрамхейм" команда прибыла 26.01.1912 с двумя нартами и 11-ю собаками. Пройденное ими расстояние составило чуть менее 3000 км.

Вечером 30 января "Фрам" в густом тумане покинул Китовую бухту и около 5 недель пересекал поля паковых льдов, и 7.03.1912 прибыли в Хобарт (Тасмания), откуда Амундсен немедленно связался с Норвегией, отправив три телеграммы — брату Леону, Нансену и королю.

осле лекционного турне по по Австралии и Новой Зеландии издательство Якоба Дюбвада заключило с ним договор о книге о путешествии на сумму 111 тыс. крон — рекордную для того времени. 21 мая он прибыл в Буэнос-Айреси 1,5 мес. жил в поместье дона Педро Кристоферсена, где писал книгу об экспедиции. 31 июля он прибыл в Норвегию и был принят в королевском дворце. Его доклад в Географическом обществе Норвегии стал самым значительным мероприятием Общества за все 25 лет его существования. После посещения нескольких норвежских городов Амундсен отправился в Швецию, Данию и Германию, оттуда — в Англию, Францию, Италию и США.

Везде его встречали с триумфом. Только в Англии президент Общества, лорд Джордж Натаниэль Керзон, произнёс двусмысленную речь, пытаясь умалить заслугу норвежских полярников.

11.02.1913 из Литтелтона пришла телеграмма, известившая мир о трагедии капитана Скотта, который хотя и достиг полюса, правда позже Амундсена, но погиб на обратном пути. При нём было письмо, которое Амундсен оставил на полюсе, что развеяло последние сомнения сомнения в успехе Амундсена.

Главной задачей Амундсена стала подготовка к походу к Северному полюсу. Однако вскоре выяснилось, что "Фрам" очень сильно повреждён гниением и тропическими древоточцами. Ещё в 1909, после сенсационных полётов Луи Блерио, Амундсену стало очевидно, что авиация является транспортом будущего. Весной 1914 в Париже Амундсен купил аэроплан "Морис-Фарман", и уже 11.06.1914 сдал экзамен на пилота.

Весной 1916 Амундсен решился вернуться к своим северополярным планам, и начал строить новое экспедиционное судно по чертежам "Фрама". Спуск судна на воду прошло 7.06.1917 и оно получил имя "Мод" в честь королевы Норвегии — Мод Уэльской.

В экспедицию к Северному полюсу "Мод" отплыла из Кристиании 24.06.1918. На судне было 9 человек команды, из них четверо участвовали в предыдущих экспедициях Амундсена. 9.09.1918 "Мод" была зажата льдами у мыса Челюскина, из-за чего пришлось встать на незапланированную зимовку.

Эта зимовка была особенно неудачной для Амундсена. 30 сентября он упал с борта на лёд, сломав в двух местах левую руку. Ещё через пять недель он едва не был растерзан медведицей и получил серьёзные травмы спины. 10 декабря он получил тяжёлое отравление угарным газом из-за неисправности керосиновой лампы и с тех пор стал испытывать серьёзные проблемы с сердцем. Кроме того парусный мастер Рённе страдал алкоголизмом (он был по совместительству коком и имел доступ к судовым запасам спиртного), у некоторых членов команды появились признаки психического расстройства. Участились и конфликты членов команды с больным Амундсеном. В результате два члена команды были отправлены на Диксон (Аляска), но как выяснилось позже, один из них провалися в полынью, а другой умер не доходя до полярной станции на острове Диксон.

Освободившись из льдов 12.09.1919, уже через 11 дней "Мод" была вынуждена стать на зимовку у острова Айон на полпути между Новосибирскими островами и Беринговым проливом. Только через два года "Мод" достигла Аляски, где выяснилось, что экспедиция обанкротилась, и пришлось просить правительственную субсидию. Амундсен тем не менее попытался с экипажем в 4 человека пробиться через Берингов пролив, но пришлось в третий раз зимовать у мыса Сердце-Камень. К тому же у "Мод" был сломан гребной винт. В 1921 Амундсен передал командование экспедицией Вистингу и удалился от дел. Трансполярный дрейф не удался.

На зимовке Амундсен удочерил двух чукотских девочек 4 и 10 лет — Какониту и Камиллу, позднее отправив их на обучение в Норвегию и дав свою фамилию. Вместе с ними он прибыла в Сиэтл (Аляска), окуда отправил дочерей в Норвегию.

Ещё в Сиэтле Амундсен узнал, что мировой рекорд безостановочного полёта доведён до 27 часов. Это привело к резкому изменению планов. В мае 1922 Амундсен планировал совершить перелёт из Нью-Йорка в Сиэтл на самолёте фирмы "Кёртисс", однако перелёт завершился аварией, хотя никто не пострадал. Амундсен продолжил путь и по железной дороге прибыл в Сиэтл, а затем на корабле "Виктория" — в Ном (Аляска).

Амундсен намеревался совершить трансполярный перелёт с мыса Барроу на мыс Колумбия, но в связи с тяжелейшей ледовой обстановкой перелёт был отложен на будущий год. 28.07.1922 "Мод" направилась дрейфовать в Чукотское море, а Амундсен и ещё даое полярников, устроив зимовочную базу на Аляске, где провели всю зиму. В начале 1923 Амундсен узнал, что находится на грани финансового краха. 12.05.1923 он вернулся в Модхейм, где немедленно начали сборку аэроплана. но пробные полёты закончились авариями и 17.09.1923 Амундсен вернулся в Сиэтл, откуда через Лондон и Копенгаген вернулся на родину.

Амундсен вновь отправился в Копенгаген, где подписал контракт с представителями фирмы "Дорнье" на постройку двух гидропланов, но вскоре оказался в безвыходном финансовом положении и 2.09.1924 объявил себя банкротом. Выручил Линкольн Эллсворт — сын владельца крупных угольных шахт, с которым полярник встречался в Париже. Финансовую помощь полярнику предложили и старые друзья — дон Педро Кристоферсен и Герман Гаде.

11.03.1925 судно с самолётами вышло из Италии. 21 мая оба самолёта отправились в полёт. На борту каждого самолёта было по три человека: один пилотировал Лейф Дитриксон, штурманом-навигатором был Линкольн Эллсворт, механиком — Оскар Омдаль. На втором самолёте пилотом был Яльмар Рисер-Ларсен, Амундсен — штурманом, механиком — представитель фирмы "Дорнье" немец Карл Фойхт. После восьми часов полёта, когда по счислению экспедиция должна была находиться на 88° с. ш. сделали посадку в образовавшемся разводье. До полюса оставалось 136 морских миль.

Бросив один гидроплан, чтобы пополнить запасы горючего на втором, участники экспедиции в течение трёх недель готовили площадку для взлёта. 15 июня было крайним сроком, в который ещё можно было выступить в пеший поход к Гренландии. Несколько попыток взлёта окончились неудачей. Наконец 14 июня, когда из самолётов было выброшено всё, без чего можно обойтись, удалось взлететь. Полёт проходил в тяжёлых метеоусловиях на высоте 50 м в густом тумане и продолжался 8½ часов. Приводниться удалось в 25 км от мыса Нордкап в группе Семи островов, где аэронавтов вскоре приняла на борт шхуна "Шёлив", доставившая членов экспедиции с самолётом в Конгсфьорд (на Шпицбергене). 5 июля им был устроен триумфальный въезд в Осло.

Почти сразу Амундсен начал переговоры с известным итальянским строителем дирижаблей Умберто Нобиле с целью организовать перелёт на дирижабле через Северный полюс. Эллсворт гарантировал финансовую сторону полёта, поставив условием участие в экспедиции. Благодаря заинтересованности Муссолини было подписано соглашение между Норвежским обществом воздухоплавания Норвегии и итальянским правительством. По соглашению дирижабль переходил в распоряжение норвежцев и был переименован в "Норвегию".

11.05.1926 дирижабль "Норвегия" вылетел из Кингсбея (Шпицберген). На его борту было 7 итальянцев, 7 норвежцев, швед и американец. Ночью 12 мая достигли Северного полюса, над которым были сброшены норвежский, итальянский и американский флаги. После достижения Северного полюса радиосвязь прервалась, бортовая станция не работала ни на приём, ни на передачу. К тому же началось обледенение дирижабля. На Аляске, куда долетели 13 мая, дирижабль попал в сложные атмосферные условия. Из-за обледенения пришлось срочно садиться. 14 мая "Норвегия" приземлилась в Теллере, в 100 милях от Нома.

Сразу после приземления между Амундсеном и Нобиле разгорелся конфликт из-за спора о том, кому принадлежит честь достижения Северного полюса, — конструктору и пилоту дирижабля Нобиле или Амундсену как начальнику экспедиции. С точки зрения тех специалистов, которые считали, что ни Фредерик Кук, ни Роберт Пири на самом деле не добрались до Северного полюса, экспедиция на дирижабле "Норвегия" была первой, действительно достигшей вершины планеты. На родине Амундсена встречали, как триумфатора.

Амундсен, у которого оставались огромные долги, предпринял гастрольные поездки по США, Японии и, проехав через Россию 6.08.1927 вернулся в Норвегию, где принялся писать мемуары. В своих воспоминаниях Амундсен желчно отзывался о многих своих спутниках, особенно резок и беспощаден он был по отношению к Нобиле. Единственным человеком, о котором Амундсен неизменно тепло отзывался в автобиографии, был Фредерик Кук. Автобиография привела к повторному скандалу в Великобритании: Амундсен язвительно писал, как в Англии школьников учат, что Южный полюс якобы покорил Скотт, и подробно описал историю с уже покойным лордом Керзоном, который поднял тост за собак полярника. Он назвал англичан bad losers, т.е. люди, падающие духом при поражении и обвиняющие в нём других.

После трансарктического перелёта "Норвегии" Бенито Муссолини произвёл Нобиле в дивизионные генералы авиации и почётные члены фашистской партии. Нобиле решил повторить полёт к Северному полюсу на дирижабле "Италия", почти однотипном с "Норвегией". 24.05.1928 стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль ударился об лёд, часть членов экспедиции была выброшена на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними на время прервалась. 3 июня первые сигналы выживших с "Италии" были уловлены советским радиолюбителем Николаем Шмидтом из села Вознесенье-Вохма.

18.06.1928 в 16:00 Амундсен на гидросамолёте "Латам-47", предоставленном норвежским предпринимателем Фредериком Петерсоном, вылетел из Тромсё (на севере Норвегии) на поиски экспедиции Нобиле. Последнее радиосообщение было принято в 18:45 и больше об Амундсене никто ничего не слышал. Генерал Нобиле был спасён шведским лётчиком Эйнаром Лундборгом 23 июня, через 5 дней после исчезновения полярника, последние уцелевшие участники экспедиции были приняты на борт советского ледокола "Красин" 12 июля. Драматические события спасений участников экспедиции Нобиле стали сюжетом совместного советско-британско-итальянского фильма "Красная палатка", 1969.

Руаль Амундсен никогда не был женат и не имел семьи и детей. Бóльшая часть его жизни прошла в экспедициях и длительных лекционных турне в разных странах мира. Амундсен всегда был чрезвычайно скрытен во всём, что касалось частной стороны его жизни. После его исчезновения усадьба "Ураниенборг", её юридическим владельцем Германом Гаде была передана государству для устройства мемориального музея Руаля Амундсена. Именем Амундсена названы географические и астрономические объекты.

Амундсен имел тяжёлый характер и часто был несправедлив к своим спутникам. Из-за его авторитарных методов руководства и нетерпимости к мнениям оппонентов многие их них отказывались участвовать в его экспедициях. Один из них, Ялмар Йохансен, которому Амундсен практически сломал жизнь, покончил с собой.


Тур Хейердал (1914-2002)

Тур Хейердал (норв. Thor Heyerdahl,, Ларвик, Норвегия — 18 апреля 2002, Алассио, Италия) — норвежский археолог, путешественник и писатель, автор многих книг. Тур Хейердал родился 6.10.1914 в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Отец владел пивоварней. Мать работала в антропологическом музее, и юный Тур довольно рано познакомился с дарвиновской теорией эволюции. С детских лет Хейердал интересовался зоологией. В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул.

В 1933 Тур Хейердал поступил в университет Осло на естественно-географический факультет. Там он изучал зоологию и географию. В то же время Тур познакомился в Бергене с Бьёрном Крепелином, норвежским путешественником, жившим в период Первой мировой войны в Полинезии, на Таити. Тур получил доступ к библиотеке Крепелина и самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии. Эта встреча оказала большое влияние на молодого студента, во многом определив выбор им карьеры исследователя и путешественника.

В декабре 1936 Хейердал женился на Лив Кушерон-Торп, с которой он познакомился незадолго до поступления в университет. В начале 1937 года, сразу после женитьбы, Хейердал и Лив покинули Осло и отправились в путешествие. Отплыв из Марселя, они пересекли Атлантический океан, прошли через Панамский канал и прибыли на Таити, где поселились в доме таитянского вождя. Затем они переехали на изолированный остров Фату-Хива, где в течене года в отрыве от цивилизации постигали науку выживания в естественных условиях. Старый вождь Теи Тетуа впервые сообщил Туру местные предания о далекой восточной прародине островитян Те Фити, которую путешественник позже отождествил с Южной Америкой. Об этом Хейердал рассказал в своей первой книге — "В поисках рая" (1938).

После начала Второй мировой войны Хейердал, как истинный патриот, перебравшись в США, завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию. В сентябре — октябре 1944 он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск и был участником Петсамо-Киркенесской десантной операции и освобождения Северной Норвегии. По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном. Здесь он и встретил окончание войны.

К плаванию на плоту через Тихий океан Хейердала подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты. В 1947 Хейердал и ещё пятеро путешественников прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот паэ-паэ, который они назвали "Кон-Тики".

Они вышли в Тихий океан 28 апреля, а 7 августа, на 102-й день мореплавания, их плот, преодолев 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. "Кон-Тики" продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии "вплавь". Книга Тура Хейердала "Кон-Тики" была переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1952 премию "Оскар" за лучший документальный полнометражный фильм.

В 1949 Хейердал развёлся с первой женой Лив, с которой прожил в браке 12 лет (она родила ему двоих сыновей — Тура-младшего и Бьёрна). В том же году он женился на Ивонне Дедекам-Симонсен, и в этом браке у них родились три дочери — Анетта, Мариан и Хелен Элизабет. Со второй женой Тур развёлся в 1969.

В 1955—1956 Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи, где археологи провели несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на возвышенностях Оронго и Поике. Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Хейердала на эту тему "Аку-Аку. Тайна острова Пасхи" стала очередным международным бестселлером.

На основании устных преданий местных жителей и результатов раскопок Хейердал выдвинул предположение, что на острове произошло восстание "короткоухих" против правивших "длинноухих". "Длинноухие" выкопали оборонительный ров в восточной части острова и заполнили его горючими материалами. В ходе восстания, предполагает Хейердал, "длинноухие" подожгли ров и отошли за него, однако "короткоухие" нашли обходной путь, зашли с тыла и сбросили всех "длинноухих", кроме двух человек, в огонь. Радиоуглеродная датировка древесного угля, найденного при раскопках "земляной печи длинноухих", показала, что это было около трёхсот лет назад.

В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Целью эксперимента была демонстрация того, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы на парусных судах, используя при этом Канарское течение.

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас, национальностей, религий и политических убеждений, с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. От Советского Союза в экспедиции принял участие Юрий Сенкевич (врач). С 1973 и до самой смерти он был ведущим телепередачи "Клуб кинопутешественников".

Первая лодка, названная "Ра", спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта, была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель "Ра" стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.

На следующий год другая лодка, "Ра-II", доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом — лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Несмотря на то что целью плавания "Ра" было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из лёгкого камыша, успех экспедиции "Ра-II" был расценён как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет. Об этих экспедициях Туром Хейердалом была написана книга "Экспедиции на "Ра"" и создан документальный фильм.

Тур Хейердал писал: "Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами… И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Учёные отмечают сходство фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами. Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте. Учёные сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики".

В 1977 Тур Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, "Тигрис", задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. "Тигрис" был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем из 11 человек на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. 3.04.1978 после примерно пяти месяцев плавания "Тигрис", сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

В 1983—1984 годах Тур Хейердал обследовал курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Там он обнаружил фундаменты и дворы, ориентированные на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками ("длинноухих"). И те и другие археологические находки согласовались с теорией о цивилизации мореходов, происходивших из современной Шри-Ланки, которая заселила Мальдивы и оказала влияние или даже основала древнюю культуру Южной Америки и острова Пасхи. Открытия Хейердала детально изложены в его книге "Мальдивская загадка".

В 1991 Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

В 2000 году Хейердалом были начаты раскопки в Азове Ростовской области. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, основываясь на текстах и древних картах, представленных в "Саге об Инглингах" Снорри Стурлусона. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и с низовий Дона (Танаквисля) повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Хейердал предположил, что история, поведанная в "Саге об Инглингах", основана на реальных фактах. Результаты своих исследований Хейердал изложил в книге "В погоне за Одином. По следам нашего прошлого".

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. Резкая полемика, окружавшая проект "В погоне за Одином", во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, в то время как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал был убеждён, что норвежцы и другие скандинавы могут, в частности, проследить свои корни из современного Азербайджана. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан. В сентябре 2000 Хейердал посетил археологические раскопки на территории церкви в селе Киш[. Сегодня напротив этой церкви ему установлен бюст. Его теория относительно Одина была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

Хейердал являлся активистом зелёной политики. Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками (в частности, во время визита на Кубу он сдружился с Фиделем Кастро). В 1999 соотечественники признали его самым знаменитым норвежцем XX столетия.

В 1991 77-летний Хейердал сочетался браком в третий раз. Его избранницей стала бывшая Мисс Франции 1954 года Жаклин Бир, которая была моложе мужа на 18 лет. Много лет проживавший на итальянской Ривьере, Хейердал перебрался с супругой на Тенерифе. Хейердал умер 18.04.2002 в итальянском городке Алассио от опухоли головного мозга, отказавшись в безнадёжном состоянии от приёма еды, воды и лекарств.

Несмотря на то, что большинство его работ вызывали полемику в научных кругах, Хейердал поднял общественный интерес к древней истории и достижениям различных культур и народов во всём мире. По сути дела, он был великим практиком экспериментальной археологии. Книги Хейердала служили источником вдохновения для нескольких поколений читателей.

На главную страницу